Лусине Аракелян
Влияние программы «Радость в знании» на готовность к школьному обучению дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние программы «Радость в знании» на готовность к школьному обучению дошкольников»
Выполнил студент 5 курса
Аракелян Лусине Романовна
Научный руководитель – старший преподаватель, магистр:
Яковлева Марина Яковлевна.
Публикация «Влияние программы „Радость в знании“ на готовность к школьному обучению дошкольников» размещена в разделах
Проблема исследования состоит в том, что интерес исследователей к возможностям готовности детей к школе не иссекает, благодаря ежегодному совершенствованию системы образования и новых систем развития ребенка в дошкольные годы. Современное школьное образование – это результат воспитания, как системы ориентированной на личностное развитие, на самоценность детства и понимание этого в самом глубоком смысле, на совокупность этих факторов значимых для дальнейшего развития ребенка дошкольника. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на создание среды психологического и социально-культурного комфорта формирования дошкольника, а также обучающих программ готовности и мотивированности его к школьному обучению.
В основе программных разработок готовности детей к школьному обучению лежат знания и труды Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. И. Запорожец,Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев и другие; из представителей зарубежных психологических школ А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел и другие.
Подготовка детей к школьному обучению – это задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка, следовательно, предполагает много многокомпонентное образование. [2, с. 4] У дошкольника должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.
Актуальность исследования психологической готовности детей к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями и высокими требованиями жизни к организации воспитания и обучения в современном образовании: ведены новые стандарты и программы, изменения происходят в самой структуре преподавания. Психологическая сторона готовности ребенка к школьному обучению понимается, как многокомпонентное и достигающее определенного уровня развития ребенка, чтобы усваивать программу школьного обучения. Определенные условия развития и воспитания, а также создание психологического комфорта для дошкольника, учебная деятельность ребенка должна отвечать целому ряду важных требований и определенных условий, которые становятся итогом периода дошкольного детства. Психологическая готовность к школе один из необходимых и значимых аспектов, в связи с тем, что «особого внимания заслуживает специальное изучение внутреннего мира ребенка, его самосознания, которое отражается в актах самооценивания и саморегулирования представлений личности о себе, о своем месте в сложной системе общественных отношений». [34, с. 10 – 12].
Разработки эффективных психолого-педагогических подходов и программ развития и воспитания направлены благоприятное и планомерное сопровождение дошкольников в соответствии с комплексными методами обучения в школе. Следовательно, разработанная нами программа «Радость в знании» для подготовки дошкольников подготовительной группы, является относительно целостная система теоретических представлений о сформированности центральных новообразований в структуре психологической готовности к школьному обучению и отвечает современным требованиям.
Объект исследования психологическая готовность дошкольников к обучению в школе
Предмет исследования эффективности влияния подготовительной программы на готовность к школьному обучению дошкольников
Цель исследования изучить влияние подготовительной программы на готовность к школьному обучению дошкольников
Гипотеза. Программа подготовки к школьному обучению эффективно влияет на повышение уровня готовности к школьному обучению дошкольников.
Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать особенности феномена готовности к школьному обучению.
2. Эмпирически исследовать уровень сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников дошкольного учреждения.
3. Провести программу «Радость в знании», развивающую и повышающую уровень сформированности компонентов готовности к школьному обучению у дошкольников.
4. Дать сравнительный анализ эффективности программы развития
Методы исследования:
• Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
• Тест Ровенна цветной матрицы
• Тест: «Мотивационная готовность ребенка к школе».
(по Т. Д. Марцинковской)
Научная новизна
Опыт мировой и отечественной науки убеждает, что успешная учебная деятельность детей зависит от подготовленности их к школе. Готовность к школьному обучению или понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Проблема разработки эффективной программы готовности дошкольников к школьному обучению обладает как научной, так и практической новизной, в силу изменчивости и информатизации образовательной системы. Что и отражает наше исследование.
Практическая значимость нашей Выпускной квалификационной работы
заключается в том, что эффективная программа подготовки дошкольников к школьному обучению является может применяться как на базе нашего эмпирического исследования, так и в других дошкольных образовательных учреждениях. А также может исследоваться психологами-консультантами и педагогами-воспитателями для работы с дошкольниками в своей практической и консультативной деятельности.
В первой главе мы рассмотрели теоретический материал по исследованию влияния программ готовности к школьному обучению на детей старшего дошкольного возраста.
Раскрыли следующие вопросы: 1. Охарактеризовали старший дошкольный возраст, 2. Охарактеризовали компоненты готовности к школьному обучению, 3. Раскрыли психологические особенности современных программ готовности к школьному обучению
Глава 2 посвящена Эмпирическому исследованию влияния программы «Радость в знании» на готовность к школьному обучению дошкольников
Эмпирическое исследование проходило в группах дошкольного учреждения ГБОУ Школа 1557 в дошкольном отделении № 7 Выборка состояла из 37 человек (18 человек в экспериментальной группе и 19 в контрольной группе, в возрасте от 6,5 до 7, 5 лет (в таблице 3. указан возраст 7 лет).
Эмпирическую группу составляют дети, посещающие подготовительные группы детского сада обычного типа. Этнический состав группы практически однороден (19 детей русские; у одного мальчика отец сириец, ребенок с момента рождения проживает в России). 18 человек (10 мальчиков и 8 девочек).
Контрольную группу составляют дети, посещающие подготовительные группы детского сада обычного типа: 17 девочек и 12 мальчиков. Этнический состав группы практически однороден (19 детей русские; у одного мальчика отец сириец, ребенок с момента рождения проживает в России) 19 человек (9 мальчиков и 11 девочек)
Этапы эмпирического исследования:
1. Сформировать выборку из дошкольников групп дошкольного учреждения ГБОУ Школа 1557 и подобрать методики, отражающие компоненты сформированности готовности к школьному обучению
2. Апробировать программу «Радость знания» развивающую и повышающую уровень сформированности компонентов готовности к школьному обучению у дошкольников из экспериментальной группы
3. Провести диагностику уровня сформированности компонентов готовности к обучению в школе у воспитанников экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента с целью проверки его эффективности.
Методы исследования:
• Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
• Тест Равенна цветной матрицы
• Тест: «Мотивационная готовность ребенка к школе».
(по Т. Д. Марцинковской)
Результатом констатирующей части эмпирического исследования до формирующего воздействия стало:
1. Распределение общих значений уровней нормы школьной зрелости относительно на одинаковом уровне и в экспериментальной и в контрольной группах
2. Обе группы относительно на одинаковом групповом уровне показателей интеллектуального возрастного уровня развития.
3. В начале нашего эмпирического исследования в обеих группах мотивационная готовность к школе была сформирована на низком уровне, что говорит о слабом и неточном представлении детей о школе.
Формирующее воздействие программой подготовки к школьному обучению «Радость в знании»
Автор программы Аракелян Лусине Романовна (Приложение 7).
Цель: развитие детей 6-7 лет и подготовка к школьному обучению и формирование мотивации к получению знаний.
Задачи:
1. Общее развитие навыков, развитие памяти, внимания и особенно интеллекта
2. Развитие воли и умение произвольного управления собой
3. Формирование мотивации к школьному обучению
4. Развитие логического мышления и ориентироваться в пространстве и во времени
Направления программы подготовки дошкольников к школьному обучению :
1. Социально-психологическое
2. Интеллектуальное
3. Эмоционально-волевое
4. Личностное
После формирующего воздействия проведен констатирующий срез по тем же методикам. Сравнительный анализ по всем проведенным методикам выявил значительную разницу между показателями в экспериментальной и контрольной группах. Что говорит о том, что программа, проводимая в экспериментальной группе эффективна и повышает уровень готовности к школьному обучению исследуемых детей.
Статистический анализ, благодаря которому мы выявим различия между экспериментальной и контрольной группой для статистической значимости программы готовности дошкольников к школьному обучению «Радость в знании» посчитаны U-критерием Манна — Уитни
U-критерием Манна — Уитни (англ. Mann — Whitney U-test) — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно.
Расчет корреляционного анализа проведен по онлайн калькулятору в Интернете.
Корреляционное исследование выявило статистическую разницу между экспериментальной и контрольной группах по всем методикам. Следовательно, статистически программа, проводимая в экспериментальной группе эффективна и повышает уровень готовности к школьному обучению исследуемых детей так же.
Выводы по второй главе
1. Выявили, что исследуемые группы по Ориентировочному тесту школьной зрелости Керна-Йирасека, а именно ориентировочное интеллектуальное развитие дошкольников, умение подражать образцу и показатели моторики изменились в обеих группах. Но экспериментальная группа, которая проходила программу «Радость в знании» данные были выше, чем в контрольной группе.
2. По тесту Равена (цветные прогрессивные матрицы, по средним значениям по исследуемым группам выявлено, что после прохождения программы «Радость в знании» в экспериментальной группе уровень интеллектуального развития значительно вырос, по сравнению с контрольной группой.
3. Мотивационная готовность к школьному обучению повысилась в обеих исследуемых группах, но в исследуемые дошкольники из экспериментальной группы показали уровень выше, чем в контрольной группе.
4. Статистическая разница была выявлена по U-критерию Манна-Уитни и показало, что до формирующего воздействия статистическая разница между группами в зоне не значимости, а после формирующего воздействия прохождением программы готовности к школьному обучению «Радость в знании» дошкольники показали статистически значимую разницу по всем пройденным тестам. Следовательно, в среднем у всех исследуемых дошкольников сформировалась мотивация к школьному обучению.
И в заключении ….
Школьники, обучающиеся в современное время сталкиваются с различными нововведениями в образовательный процесс. Проблема научного и реально-практического исследования готовности к школьному обучению встает достаточно актуально, так как окончательно не решены задачи поставленные перед образовательным процессом. Поиск новый путей подготовки к школьному обучению происходит ежегодно, так как необходимо идти в ногу со временем и активно использовать подходы основанные на личностном подходе.
В нашем эмпирическом исследовании мы выявили, что программа подготовки к школьному обучению «Радость в знании», используемая в экспериментальной группе дошкольного отделения ГБОУ Лицея 1557, показала эффективные результаты. Решая первую задачу, теоретически обосновали феномен готовности к школьному обучению и выделели психологические особенности современных программ готовности дошкольников к школьному обучению.
Решая вторую задачу, на исследуемой выборке диагностировали уровень сформированности компонентов готовности к обучению в школе, а в частности интеллектуального развития, моторики, готовность подражать образцу и мотивационной сферы.
Решая третью задачу, провели программу «Радость в знании», которая развивает и повышает уровень сформированности компонентов готовности к школьному обучению у дошкольников, в экспериментальной группе. Решая четвертую задачу, провели диагностику сформированности компонентов готовности к школьному обучению в экспериментальной и контрольной группах после проведения программы «Радость в знании» в экспериментальной группе. Сравнительный и статистический анализ выявил разницу между экспериментальной и контрольной группами. Следовательно, эффективность программы «Радость в знании» выявлена. В дальнейшем, мы будем продолжать проводить программу «Радость в знании» среди дошкольников, так как, на наш взгляд, она получает результаты на улучшение и повышение уровня готовности к школьному обучению.
В целом результаты нашего эмпирического исследования путем формирующего воздействия позволяют утверждать, что Программа подготовки к школьному обучению эффективно влияет на повышение уровня готовности к школьному обучению дошкольников. Таким образом, выдвинутая нами цель и поставленные задачи достигнуты. Гипотеза исследования подтвердилась. Исследование является пилотажным из-за малой выборки и требует дальнейшей разработки.
Спасибо за внимание!