ирина какоткина
Консультация для родителей «Готовность дошкольника к школьному обучению»
Многие современные дети рано начинают читать и писать. Родители, окрыленные их успехами готовы как можно быстрее отправить ребенка в школу. Подобно садовнику, сажающему зерно в землю, и с нетерпением ждущего урожай, папы и мамы, записывая свое чадо в первый класс, предвкушают, после положенного срока, увидеть его образованным, гармонично и всесторонне развитым. В связи с этим они часто много времени и сил тратят на подбор школы, соответствующей их требованиям и собственным внутренним стандартам.
Публикация «Консультация для родителей „Готовность дошкольника к школьному обучению“» размещена в разделах
Однако свидетельствует ли умение читать и писать о готовности ребенка приступить к начальному образованию? Школа – это, прежде всего, организация, где важно уметь подчиняться, выполнять задания учителя, даже если делать их совсем не хочется. Это необходимость усвоения большого объема материала и получение всевозможных навыков за короткое время. В классе нужно уметь заниматься общим делом, обладать способностью устанавливать отношения с другими детьми, уметь и постоять за себя, и пойти на компромисс.
И здесь учителя и родители могут столкнуться с неожиданными для себя трудностями. Примеры:
1. Родители собирают ребенку в портфель книги и тетради, а ребенок, в то же время, заполняет его игрушками, чтобы поиграть в школе не только на переменах, но и на уроках.
2. Ребенок, интеллектуально развитый, ходивший в группу подготовки к школе, не проявляет активности на уроках, не выполняет письменные задания в тетради. Выяснилось, что мальчик решил, что раз он это (то, что было на уроке) уже знает и умеет делать, то ему это делать не обязательно.
3. Ребенок может обидеться на одноклассника, и даже на учителя (если что-то происходит не так, как он хочет) и уйти из класса во время урока. При этом слова учителя (или другого взрослого) обращенные к нему просто игнорирует. А, успокоившись, тут же может начать весело общаться со своим обидчиком.
В таких ситуациях и возникает вопрос: почему же так происходит?
Если вспомнить определения готовности к школьному обучению, и, в частности, определения психологической готовности к школе, то в каждом из них сказано, что готовность к школе предполагает определенный уровень интеллектуального и личностного развития. При этом и составители школьных программ, как правило, рассчитывают на наличие этого уровня у детей.
На сегодняшний день, с интеллектуальной составляющей дела обстоят, в целом, благополучно. Дошкольные учреждения занимаются обучением в виде формирования навыков чтения, письма, счета. Многие родители активно занимаются интеллектуальным развитием своих детей: дети довольно рано учатся читать, начинают изучать иностранные языки. При этом, личностное развитие детей страдает. Как отмечают психологи, сегодня замедлен процесс личностного взросления детей. Это порождает проблемы, связанные с адаптацией к школе.
Чтобы ребенок мог нормально адаптироваться к новым условиям, его психика должна достичь в своем развитии определенного уровня. Сложный процесс формирования психического аппарата проявляется развитием мыслительной деятельности, познавательных процессов, а также, что особенно важно, появлением способности координировать свое поведение исходя из жизненной необходимости, а не из понятия «хочу – не хочу». То есть то, что на языке психологов называется произвольностью.
Понаблюдайте, умеет ли Ваш ребенок:
1. Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20-30 минут или хотя бы сидеть это время на месте.
2. Правильно понимать с первого раза простейшие задания, - например, нарисовать мальчика (а не просто человека или что захочется).
3. Действовать точно по образцу (например, срисовать простой рисунок, не заменяя деталей, не используя другие цвета).
4. Действовать в заданном темпе и ритме без ошибок на протяжении 4-5 минут ( рисовать простой геометрический узор в тетради в клеточку под диктовку взрослого: кружок – квадрат, а потом самостоятельно, но с той же скоростью).
5. Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги ( не путать понятия : верх – низ, над – под, направо – налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого).
6. Ориентироваться в понятиях: больше – меньше, одинаковое – разное, раньше – позже, сначала – потом.
7. Запоминать короткие стихотворения.
8. Контактировать с другими людьми (детьми и взрослыми).
9. Соблюдать принятые в обществе правила поведения.
10. Играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками.