Мария Сергеевна Русакова
«Готовность к школе: актуальные вопросы». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу отдать своего ребенка в школу на год раньше. Можно ли и нужно ли это?
Если Ваш ребенок не освоил программу средней группы, то с такой базой знаний ему будет тяжело в подготовительной, а значит, он не сможет в полной мере подготовиться к школе.
Если же ребенок проявляет незаурядные способности, то обратите внимание также на его эмоциональное состояние. Ранимому и тревожному ребенку, возможно, будет тяжело среди более старших и уверенных в себе детей. Кроме того, повышенные нагрузки нелегко даются астеничным и быстро утомляющимся детям.
Публикация «„Готовность к школе: актуальные вопросы“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Если я хочу отдать ребенка в школу раньше, то из какой группы его лучше перевести?
При досрочном уходе в школу ребенок неизбежно пропускает в ДОУ программу одной из групп. Насыщенность этой программы возрастает от года к году. Именно поэтому оптимальным является пропуск программы второй младшей или средней групп. Тяжелее дается переход при пропуске старшей группы и крайне нежелателен при пропуске программы подготовительной группы.
Нужно ли посещать разных специалистов и дополнительные занятия при подготовке к школе?
Подготовиться к школе за один год невозможно. Это длительный многолетний процесс, и поэтому родителю необходимо задуматься об этом вопросе заранее. Часто именно в последний год мамы и папы начинают активно посещать логопедов, курсы по подготовке к школе, нанимают репетиторов.
Нагрузка на психику при этом резко возрастает и ребенку становится тяжело, особенно если раньше он не был приучен к таким занятиям. В итоге у детей значимо падает учебная мотивация, они отказываются заниматься, регрессируют в игре.
Чтобы избежать такой проблемы, родителям важно составить план дополнительных занятий на несколько лет вперед. Например, решить для себя, что в средней группе они плотно займутся развитием мелкой моторики, в старшей группе логопедией, а в подготовительной сосредоточатся, например, на развитии словесно-логического мышления.
Как сделать так, чтобы ребенок захотел в школу?
Некоторые родители совершают ошибку и расхваливают школу, делая из нее сказочное царство. Ребенок, решивший что учеба в школе – это сплошное удовольствие, скорее всего, разочаруется уже в первые две недели пребывания в первом классе.
Учеба – это труд, причем большой. Часто бывает нелегко, часто не хочется, но надо. И ребенку следует это знать. И более того, он должен в своем опыте заранее сталкиваться с этим, то есть иметь большой, очень большой опыт интеллектуальной деятельности и чувствовать себя при решении умственных задач уверенно и спокойно.
Заманивание ребенка в школу пятерками – рисковый ход. А если так случится, что пятерок не будет? А если вместо пятерок будут четверки? Или двойки-тройки? Тогда ребенок должен, по сути, отказаться от учебы как от неинтересной, а это недопустимо.
Чтобы избежать таких проблем, важно мотивировать ребенка теми знаниями, которые он получит в школе. Говорить ему, что он станет умным, будет много знать, много уметь и станет совсем не похож на маленьких дошколят. Конечно, если предыдущие 5-6 лет родителей особо не интересовали познания ребенка, они вряд ли всего за год успеют убедить своего сына или дочь в важности знаний. И поэтому еще один важный совет – приучайте малыша к интеллектуальному труду и старательности с самого рождения – в будущем это приведет его к успеху не только в школе, но и в целом в жизни.
Чему учить ребенка при подготовке к школе?
Часто родители сами пытаются научить ребенка читать и писать. Это чревато проблемами, связанными с переучиванием будущего первоклассника. Никто не гарантирует маме и папе, что они сами не допустят ошибок при обучении своих детей.
И тем не менее ребенок должен быть подготовлен к школе. Но достигается это не путем натаскивания по программе первого класса, а в играх, особенно дидактических, то есть основанных на строгом следовании правилам. Многочисленные вариации лото, домино, игр-ходилок, мозаик, пазлов, головоломок и картинок-загадок не только позволяют развивать мышление, речь, воображение, внимание и память, но и прививают детям интерес к интеллектуальной деятельности как таковой.
Крайне важны также лепка, аппликация и рисование. Даже если вы не видите своего ребенка в будущем представителем творческой профессии, все эти занятия все равно отразятся на нем крайне благоприятно. Во-первых, дети любят такие наглядные развлечения – они соответствует потребностям их возраста. Во-вторых, эти виды деятельности развивают мелкую моторику и вазомоторную активность (связку глаз-рука, что крайне важно для начальной школы. И в-третьих, самое главное, лепка, рисование и аппликация требуют от ребенка внимательности и аккуратности, то есть умения точно действовать по образцу. А оно при обучении в школе является одним из базовых и важнейших.
Дисциплина также является базовым навыком, который необходимо сформировать еще до школы. Практически невозможно научить чему-то кричащего, прыгающего, дерущегося, постоянно хохочущего или наоборот плачущего ребенка, того, кто ленится и не может начать дело или же того, кто хватается за все подряд, ничего не доводя до конца.
Не забывайте о рефлексии – умении анализировать свои действия и произошедшие события. Дошкольник еще не может делать это сам, произвольно и целенаправленно, так как возраст у него еще не тот. Но вместе с родителями будущий первоклассник вполне может задуматься над произошедшим, обсудить, что же случилось, почему, как вел себя он сам и другие люди и какие выводы можно сделать из всего этого.
В рефлексии также развивается речь как опора для мышления. Однако красота языка важна и сама по себе. Чтобы речь ребенка была не только содержательной, но и правильной, больше читайте ему художественную литературу, вовлекайте ребенка в диалог, сами говорите полно и корректно, используйте разнообразные речевые конструкции, поощряйте сочинение сказок. Часто детям помогает наглядный материал, например, картинки, по которым они должны составить рассказ.