Папки-передвижки

Готовность к нравственно-ориентированной деятельности в природе как психолого-педагогическая проблема

Анастасия Бирюченко
Готовность к нравственно-ориентированной деятельности в природе как психолого-педагогическая проблема
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема нравственного взаимодействия общества с природой занимает большое место в фундаментальных исследованиях. Каждый человек, являясь существом биологическим и социальным, через природу познает себя, свою сущность, место, роль, назначение в окружающем мире. Наиболее сенситивным для решения этих задач является дошкольный возраст, когда идет становление отношения ребенка к окружающему миру.

Публикация «Готовность к нравственно-ориентированной деятельности в природе как психолого-педагогическая проблема» размещена в разделах

Большой вклад в научное изучение проблемы отношений внес А. Ф. Лазурский. Ученый разработал психолого-социальную классификацию отношений, в которую вошли такие типы отношений, как отношения к природе, к другим людям и социальным группам, духовным, моральным, эстетическим ценностям.

Уделяя большое внимание понятию «отношение» С. А. Рубинштейн видит его в тесном взаимодействии с понятием «деятельности». Он считает, что «отношение» способно характеризовать содержательную сторону и специфику протекания деятельности. Ребенка дошкольного возраста следует подготовить к такого рода деятельности. Состояние готовности к нравственной деятельности возникает на основе потребностей и мотивов, затем происходит постановка цели, разработка плана и воплощение предметных действий, затем сравнение хода выполнения с поставленным планом действий. В. А. Крутецкий считает, что этот процесс невозможен без позитивного отношения к деятельности, интереса, психологического состояния. Таким образом, согласно этой позиции, психологическая готовность к нравственному поведению ребенка в природе следует рассматривать как целостный комплекс, включающий в себя мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные и другие составляющие, адекватные требованиям содержания и условий деятельности. Структурные компоненты готовности были описаны в трудах М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Л. С. Нерсесян, В. Н. Пушкина, А. Ц. Пуни, В. А. Понамаренко.

Развитие нравственной сферы личности ребенка, тесно связано с возрастными особенностями. В нашем исследовании особый интерес представляет старший дошкольник. Новообразованием старшего дошкольного возраста является появление новой социальной ситуации развития, которая характеризуется переживанием ребенком среды (JI.C. Выготский). В этот период он стремится приносить пользу другим, быть им нужным, а степень практических умений и навыков позволяет ему это осуществить. В результате дети получают нравственное удовлетворение, которое в свою очередь положительно влияет на становление социальных мотивов, формирует нравственные потребности. Эту особенность старших дошкольников необходимо максимально использовать при воспитании у детей заботливого отношения к окружающему.

Большое воспитательное воздействие на ребенка оказывает совместная со взрослым деятельность, в процессе которой решаются задачи, направленные на проявление заботливого отношения, содействия, помощи окружающей природной действительности.

Нравственное отношение к природе выражается через проявление нравственных качеств человека (Д. С. Лихачев, В. Н. Мясищев, С. А. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.).

Педагоги, занимающиеся вопросами нравственного воспитания детей дошкольного возраста, считают важным развивать нравственные чувства, представления, отношения (Т. И. Бабаева, О. С. Богданова, P.C. Буре, A.M. Виноградова, Г. Н. Година, И. С. Демина, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, Т. Е. Конникова, Ф. С. Левин- Щирина, Т. А. Маркова, Д. В. Менджерицкая, Е. В. Михайлова, В. Г. Нечаева, В. П. Пушмина, Л. И. Рувинский, А. П. Усова, И. В. Цветкова, В. А. Шутова и др.). Исследователи подчеркивают, что наличие устойчивых нравственных привычек поведения неразрывно связано с формированием нравственного, гуманного отношения к окружающему. Они считают, что нравственные качества, отношения начинают активно формироваться уже в дошкольном возрасте. В этот период у ребенка складываются первые формы взаимоотношений с окружающим миром, постепенно накапливается опыт нравственного, морального поведения.

Наиболее приоритетными в старшем дошкольном возрасте становятся такие общечеловеческие нравственные качества, как умение сопереживать, сочувствовать, проявлять активное, действенное участие, заботу ко всему окружающему. На сегодняшний день имеется достаточное количество публикаций, где предлагаются различные пути формирования у детей школьного возраста нравственных, ответственных отношений (Н. К. Андриенко, A.B. Афонин, A.B. Уткин, Н. П. Царева и др.). Они призывают учителей акцентировать внимание на нравственном заботливом отношении учеников к окружающему миру, как на уроках, так и в повседневной жизни. Также предлагается повышать нравственный уровень школьников средствами литературы, искусства, ориентировать учителей на нравственное взаимодействие с учащимися. Большинство этих публикаций относится к учителям, тогда как для воспитателей, работающих с детьми дошкольного возраста, эти проблемы проработаны недостаточно. Вместе с тем, многие исследователи прямо указывают на то, что необходимо уже в дошкольном возрасте пересмотреть подходы к формированию у детей позитивного и заботливого отношения к окружающему миру (Т. И. Бабаева, Н. Ф. Виноградова, В. Г. Грецова, Н. С. Дежникова, Л. И. Зайцева, Л. Г. Нисканен, Л. П. Салеева и др.).

Анализ исследований показывает, что в понятие «заботливое отношение» каждый автор вкладывает различный смысл с учетом того, какие нравственные качества формируются у испытуемых. Это позволяет нам сделать вывод, что понятие «заботливое отношение» многоаспектное, и его можно рассматривать через призму различных нравственных качеств, входящих в содержание изучаемого термина. Анализируя полученные данные, можно заключить, что, для того что бы проявить заботливое отношение к кому-либо, дошкольнику необходимо обладать разнообразными нравственными качествами, которые требуются для выражения своего отношения.

Помимо рассмотрения качеств, входящих в понятие «заботливое отношение», некоторые авторы характеризуют и сами понятия «заботливое отношение», «заботливость». При этом некоторые исследователи представляют понятие «заботливость» и «заботливое отношение» как идентичные.

Понятие «заботливость» с психологической точки зрения проанализировал Р. Г. Апресян, понимая данный термин как деятельностное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности. Заботливость, по мнению Р. Г. Апресяна, проявляется во внимании, соучастии, поддержке, попечении, благодеянии и т. д. В отношениях между людьми заботливость всегда выражается как солидарность. Однако, по мнению психолога, люди, вступающие в заботливые отношения, не могут быть равноправными, поскольку проявления заботы как бы предполагает проявление повышенного внимания к объекту заботы с одной стороны и иждивенчество - с другой.

С педагогической точки зрения такое качество как «заботливость», трактуется, как непрерывная активность, направленная на достижение блага кого-либо (чего- либо). Заботливость проявляется во внимании, соучастии, поддержке, попечении, благодеянии. Среди объектов заботливости называют мир в целом, окружающую природную среду, животных, человека. Заботливость так же характеризует отношение человека к самому себе и к другим людям.

Термин «заботливое отношение» и «заботливость» тесно связаны друг с другом. Кроме того, понятие «заботливое отношение» входит в понятие «заботливости» и является ее частью. Без наличия у ребенка такого личностного качества как заботливость невозможно осознанное проявление заботы ник людям, ни к природе. Заботливость, по нашему мнению, включает в себя содержание таких понятий, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброту, уважение, альтруизм и так далее, проявление этих качеств в непосредственной деятельности ребенка представляет собой заботливое отношение.

Изучение термина «заботливое отношение», позволило нам включить в это понятие следующие взаимосвязанные между собой компоненты:

- Заботливое отношение всегда связано с доброжелательностью, чуткостью, отзывчивостью к окружающему миру («радушное беспокойство»);

- Предусматривает незамедлительное выполнение дела, срочное решение важной задачи, оказание помощи («неотложное дело»);

- Связано с выполнением трудовых усилий («усердные хлопоты», «уход», которые направлены на оказание помощи;

- Предусматривает проявление волевых качеств и усилий («усердие», «старание»);

- Проявлять заботливое отношение необходимо аккуратно, не нанося вреда («предусмотрительно», «старательно», «внимательно»);

- Человек, проявляющий такое отношение, должен быть обязательным, ответственным («удовлетворять какие-либо потребности нуждающегося»).

Мы считаем, что понятие «заботливое отношение» является собирательным понятием, которое состоит из многих составляющих. Проявление заботливого отношения невозможно без наличия у ребенка таких нравственных качеств, как: доброжелательность, настойчивость, трудолюбие, аккуратность, обязательность, ответственность, незамедлительность, альтруизм.

В процессе развития у детей заботливого отношения к окружающему, необходимо формировать у них трудолюбие, включать дошкольников в трудовую деятельность, учить их уважать труд других, понимать его значение в жизни. Заботливое отношение к миру природы ребенок может проявить в непосредственной деятельности, прикладывая для этого посильные трудовые усилия. Выполнение ребенком трудовых действий зависит от моральных побуждений, которыми руководствуется ребенок. При этом, на первый план выступает отношение к объекту (природе, ради которого оно должно быть выполнено, а так же, отношение к событию, ради которого он трудится (например, кормление рыб в аквариуме) (О. С. Богданова, Г. Н. Година, Н. К. Крупская, A.C. Макаренко, Т. А. Маркова, Т. И. Пониманская и др.).

Заботливое поведение дошкольника невозможно без умения аккуратно взаимодействовать с живыми объектами природы. Детям необходимо стараться бережно и аккуратно создавать и поддерживать самые благоприятные, приближенные к естественным условия для жизни и развития живых организмов (И. С. Хомякова).

Заботливое отношение детей к природе невозможно представить без срочного, безотлагательного проявления заботливого отношения в ситуации необходимости. Для этого следует научить детей видеть потребности животного и реагировать на них незамедлительно. Дошкольник не должен ждать, когда придет его время дежурить в уголке природы для того, чтобы оказать помощь живому организму. Важно, чтобы дети могли самостоятельно оценивать состояние животных и растений, и по мере необходимости проявлять заботу.

Заботливое поведение ребенка в природе связано с альтруизмом. В определенных условиях ребенок должен быть готов отказаться от чего-либо привлекательного для себя, если другому требуется его забота, помощь (И. С. Демина). Дошкольнику важно уметь отложить на время интересное для него занятие (игру) для оказания помощи, проявления заботы окружающим, в том числе и объектам природного мира. Заботливое отношение тесно связана с такими качествами, как обязательность, ответственность (З. П. Плохий, М. К. Ибраимова, И. С. Хомякова). Наличие у ребенка этих качеств, предполагает такое поведение, при котором он несет ответственность за состояние живого организма. Важную роль при этом играет взрослый, который доверяет ребенку ухаживать и заботиться о животных, растениях. Приступая к работе, ребенок чувствует ответственность не только перед живым организмом, но и перед воспитателем, доверившим ему благополучие питомца. Такая мотивация способствует тому, что дети стремятся максимально хорошо выполнить поручение взрослого.

Для проявления заботливого отношения нужна также некая осведомленность ребенка, то есть, наличие определенных знаний и представлений. Дошкольникам необходимо знать особенности естественной среды обитания объектов природы, основные закономерности их роста и развития, рацион питания, необходимые способы ухода за ними и др. Знания способствуют развитию у дошкольников наблюдательности, внимательности к природе, что в сочетании с деятельностной активностью перерастет в заботливость.

Мы считаем, что заботливость может стать тем интегрирующим элементом, который составит моральную основу положительному эмоциональному отношению к окружающему, включая и природу.

Таким, образом, в изученной нами психологической и педагогической литературе доказано, что психологи и педагоги отмечают дошкольный возраст наиболее благоприятным для развития у детей заботливого отношения к окружающему миру, (включая и природу) (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Н. Ф. Виноградова, A.B. Запорожец, С. А. Козлова, В. Г. Нечаева и др.). Все сказанное ориентирует нас на необходимость в экспериментальной части работы формировать у детей представления о тех нравственных качествах, которые составляют основу заботливого отношения к природе.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о трудовой деятельности в природе весной. «Клумба — Клумбочка» ВидеоФотоотчёт о трудовой деятельности в природе весной. «Клумба — Клумбочка» Видео Цель: -сформировать у детей культуру труда и расширять знания о цветах, растущих на клумбах. Задачи: -Научить детей правильно ухаживать.

Фотоотчёт о трудовой деятельности в природе весной «Сажаем цветы в клумбы»Фотоотчёт о трудовой деятельности в природе весной «Сажаем цветы в клумбы» Цель: сформировать у детей культуру труда и расширять знания о цветах, растущих на клумбах. Задачи: Научить детей правильно ухаживать.

Методическая разработка интегрированной деятельности по экологии в ДОУ в форме КВН «Будь природе другом» Экологический КВН "Будь природе другом" (для детей подготовительной к школе группы и их родителей) Автор : Постникова Людмила Владимировна.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовность к нравственно-ориентированной деятельности в природе как психолого-педагогическая проблема
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 16:30
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Готовность к нравственно-ориентированной деятельности в природе как психолого-педагогическая проблема» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Бирюченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД