Ирина Севостьянова
Готов ли ваш ребёнок к школе
▼ Скачать + Заказать документы
В этой статье я хочу поговорить о готовности детей к школе. Практически все родители согласятся с тем, что ребёнка к школе надо готовить. Но вот, что включает в себя эта подготовка, каждый понимает по своему.
В большинстве случаев, складывается представление, что ребёнка до школы надо научить основам чтения, счёта, дать определённый объём знаний, и это будет залогом его дальнейшего успешного обучения. На самом деле, всё гораздо сложнее.
Публикация «Готов ли ваш ребёнок к школе» размещена в разделах
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь: свою самооценку и отношения с взрослыми и сверстниками. Достойно пройти все эти испытания без специальной подготовки очень сложно. Большинство родителей это понимают, но не всегда правильно представляют, что входит в понятие «готовность к школе».
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. И умение читать и считать здесь является не самым важным элементом.
Прежде всего, стоит сказать о психологической готовности. Ребёнок должен иметь достаточный уровень развития для усвоения школьной программы в коллективе.
Должно быть сформировано адекватное отношение к школе, к учителю, к учебной деятельности.
Сюда же входит и интеллектуальная готовность. Она заключается в уровне развития кругозора, запасе знаний, в понимании закономерностей.
Так же важна эмоциональная готовность. Хорошо, если малыш пойдёт в школу с радостью, будет уметь сочувствовать и сопереживать.
Волевая готовность. Ребёнку в школе придётся напряжённо трудиться, выполнять требования и режим школьной жизни.
Не менее важной является и готовность ребёнка к школе в плане физического развития. Очень часто этот компонент упускается из виду. Многие дети не готовы физически выдерживать школьную нагрузку. Из-за этого часто болеют и возникают другие трудности в обучении.
И в самую последнюю очередь я хочу сказать о развитии психических процессов и уровене речевого развития.
Если вы хотите научить своего ребёнка читать и писать, то пусть лучше это сделают специалисты. У многих детей до школы имеются те или иные проблемы в речевом развитии. Многие из них даже не замечаются родителями.
Очень важно, что бы родители в первую очередь обратили внимание на:
Правильное произношение всех звуков;
Умение различать звуки речи на слух;
Владение навыками звукового анализа и синтеза слов;
Словарный запас;
Сформированность грамматического строя речи;
Связную речь;
Речевую коммуникацию
Развитую мелкую моторику пальцев рук, общую моторику;
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
Не ругать ребенка за неправильную речь;
Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.
Если Вы заметили, что ваш ребёнок в возрасте 5-6 лет не умеет выговаривать звуки, не способен построить предложения и с трудом выражает свои мысли, то не стоит пускать дело на самотёк. Детям с речевыми проблемами гораздо сложнее учиться, они начинают отставать от сверстников, что может привести к негативным последствиям. Проблемы и факторы риска можно выявить за год до школы, а в некоторых случаях ещё и раньше. Для этого необходимо проконсультироваться у специалистов (обычно этим занимаются психологи и логопеды). И конечно необходимо принять меры, чтобы снизить риски проблем школьной адаптации.
Поговорите со своим первоклассником, а может пока дошкольником, выясните уровень его знаний по всем вышеперечисленным критериям и вы узнаете, готов ли он к успешной школьной жизни, или ему ещё необходимо узнать ещё что-то, чтобы быть полноправным первоклассником. А может ему понадобится помощь психолога, дефектолога или логопеда? Тогда не откладывайте свой визит к специалисту, чтобы у ребёнка не сложилось негативное мнение о школе, о себе, своих возможностях. И помните: не спешите отдавать дошкольника в первый класс, если ему ещё нет семи. Вопрос готовности шестилетнего ребёнка обязательно обсудите со специалистами – психологом, дефектологом, посоветуйтесь с педагогом. Вместе вы обязательно примете верное решение.
Автор материала: учитель-логопед Севостьянова И. С.