Светлана Федоткова
Профориентационная работа в поиске будущей профессии с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Школа – интернат «Галактика»
Конкурс «Моя педагогическая находка».
Тема: «Профориентационная работа в поиске будущей профессии».
Выполнила:
воспитатель 4 группы
Коломыйцева С. В.
с. Горнозаводск
2015г.
Публикация «Профориентационная работа в поиске будущей профессии с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Проблема постинтернатной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процесс их социализации и постинтернатной адаптации проходит очень сложно. Многочисленные исследования и результаты социологического опроса подтверждают тревожные выводы: какой бы замечательной не была воспитательная система, созданная в школе-интерната VIII вида, она не способна в полной мере подготовить выпускников к самостоятельной жизни. Искусственно смоделированная среда не может заменить среду домашнюю, семейную. Именно поэтому большинство выпускников не могут успешно адаптироваться в обществе.
Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не всегда готовы.
Актуальность.
Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В школе-интернате у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.
Воспитанники школ-интернатов после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Даже люди, умудренные опытом, теряются в сегодняшней российской действительности, что уж говорить о детях!
Состояние воспитанников школ – интернатов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.
Выпускники школ-интернатов находятся чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускникам школ - интернатов фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи: как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение и выстроить границы своего нового жизненного пространства.
Одной из самых сложных проблем жизни выпускников школ – интернатов VIII вида является трудовая адаптация. Проведя всю жизнь или большую ее часть в условиях государственного обеспечения, молодой человек часто не воспринимает трудовую деятельность как средство существования, а значит, и не настроен на этот архиважный вид жизнедеятельности. Для многих выпускников школ – интернатов VIII вида затруднителен даже момент принятия решения о начале работы.
Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:
проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;
затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;
затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;
затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;
правовая некомпетентность;
возврат в кризисные условия после выпуска.
Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений.
Нам, как педагогам необходимо:
создать условия способствующие адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Формировать знания, умения, навыки, сопутствующих социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности.
Сформировать адекватную самооценку, чувство уверенности в своих силах применительно к самореализации в будущей профессии.
Содействовать повышению уровня социально-правовой грамотности выпускников.
Установление и укрепление связей с различными социальными организациями, специалистами и профессионалами с целью улучшения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната VIII вида.
Мною на занятиях по профориентации использовались следующие методы:
изучение и анализ общей и специальной литературы по проблеме;
наблюдение;
анкетирование;
составление резюме;
беседа (разговор, обмен мнениями);
использование компьютера, сайт «Aveto.ru» (поиск работы);
практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала, темы).
Тест «Профпригодность».
1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трёх подарков ты предпочё л бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьёй или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу;
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
Анкета по профориентации.
1. Выбрал (а) ли ты профессию, если да, то какую?
2. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
а) предмет, содержание и условия труда;
б) профессионально важные качества;
в) где можно получить эту профессию;
г) востребованность этой профессии на рынке труда.
3. Если не выбрал (а, то почему?
а) плохо знаю мир профессий;
б) плохо знаю свои возможности;
в) не могу выбрать из нескольких вариантов;
г) не знаю, как выбирать профессию.
4. Что повлияло на твой выбор?
а) самостоятельно принял решение;
б) посоветовали родители;
в) посоветовали друзья;
г) влияние оказали занятия с психологом-профконсультантом.
Составление резюме:
Фамилия Имя Отчество: ___
Дата рождения: ___
Возраст : ___
Место рождения: ___
Семейное положение: ___
Адрес : ___
Телефон: ___
Цель в поиске работы (какую работу вы можете и хотите делать) :
___
Образование: ___
Дополнительная информация (сведения, которые подчеркивают ваши сильные стороны: знание иностранных языков, компьютерная грамотность, наличие водительских прав, аккуратность, внимательность, увлечения, какую бы хотели иметь заработанную плату и т. д.)
___
Определи профессию по группе слов :
1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
2. Ткань, раскрой, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
3. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)
5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)
Назвать по другому эти профессии :
Адвокат – Стюардесса –
Парикмахер – Арбитр –
Письмоносец – Дровосек –
Актер – Врач -
Голкипер – Повар –
Кочегар – Шофер –
Торговец – Портниха –
Сторож – Педагог –
Назовите профессии, которые относятся к определению «Самая, самая…профессия» (работа в группах).
1 группа составит список «Самые модные профессии»
(юрист, менеджер, телеведущий, журналист, президент)
2 группа – «Самые забытые профессии»
(конюх, ямщик, трубочист, ключник)
3 группа - «Профессии, которые всегда нужны»
(врач, учитель, строитель, шофёр, повар)
4 группа – «Самые отважные профессии»
(пожарный, каскадёр, космонавт, спасатель, военный, шахтёр)
Собери пословицу о труде (соединить стрелками) :
Без труда
Была бы охота,
Глаза страшатся,
Где труд,
Кто не работает,
Чтобы рыбку съесть,
там и правда.
тот не ест.
не выловишь рыбку из пруда.
а руки делают.
надо в воду лезть.
а работа найдётся.
Заключение.
Выпускники вспомогательной школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.
Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися вспомогательной школы становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профессиональной работы.