татьяна чепчугова
Проектная деятельность «Казачество»
Старшая группа «Умники», 2019-2020 учебный год
Составитель:
Чепчугова Т. С.
музыкальный руководитель
МАДОУ №524
Тема проекта :
«Казачество»
Актуальность.
Публикация «Проектная деятельность „Казачество“» размещена в разделах
Как известно, народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать. В последнее время обращение к народным истокам, декоративно - прикладному и фольклорному искусству стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, стало традиционным для использования в практике нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны, узнать традиции и обычаи своих корней. В настоящее время чрезвычайно много информации дети получают из зарубежных мультфильмов и кинофильмов, компьютерных игр. Дети быстро воспринимают всё, увлекаются героями и получают зачастую поток вредной информации, которая не воспитывает чувства патриотизма, а наоборот, отдаляет от культуры и традиций своей Родины.
Россия - многонациональное государство, рядом с нами проживает огромное количество народностей. Перед нами встал вопрос, чьи традиции нам было бы интереснее изучить с детьми? На выбор повлиял педагогический запрос по гендерному воспитанию в детском саду. Когда мы говорим о казачестве, сразу подразумеваем, что речь идёт в первую очередь о мужской традиции. Поэтому нас заинтересовало именно это направление.
В современном обществе вопрос воспитания мужчины из мальчика очень актуален. Часто весь процесс ложится на хрупкие плечи женщины, даже в полной семье. Да и в образовательных учреждениях среди педагогического состава доминируют женщины. В наш век, насыщенный событиями и кризисами, современные мальчики, как никогда, нуждаются в общении с мужской половиной населения, особым подходом в воспитании.
Цель: Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей
дошкольного возраста через изучение культуры казачества.
Формировать знания детей об истории, традициях и нравах
оренбургских казаков.
Задачи:
- способствовать формированию у детей чувства любви к Родине,
интереса и уважения к людям, которые живут рядом;
- развивать познавательный интерес к народному творчеству, песням, играм,
и традициям казаков;
- создание условий для приобщения детей к истории и культуре
казаков, реализации их личностного потенциала, социализации;
- обобщить знания детей об истории родного края, культуры казаков и
представить полученные результаты в процессе совместной
деятельности со всеми участниками образовательного процесса.
Тип проекта :
по содержанию – интегративный
по доминирующему виду - познавательно - творческий
по количеству участников - групповой
по продолжительности - краткосрочный (октябрь- ноябрь 2019 года)
Участники проекта : дети старшей группы, специалисты, воспитатель, родители.
Формы: занятия, досуг, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов в центре краеведения, совместная деятельность со взрослыми.
Методы: познавательно - игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Основные принципы проекта :
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно- нравственного воспитания с эстетическим, интеллектуальным воспитанием.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры и возможностями восприятия старшего дошкольника.
Краеведческий: использование характерных для данной традиции атрибутов, традиционной одежды, презентаций, отображающих исторические сведения для накопления чувственного опыта.
Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ, учёт требований типовых программ, многоуровневость.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду на основе сотрудничества.
Ожидаемый (предполагаемый) результат по проекту :
Дети проявляют интерес к изучению материалов по патриотическому воспитанию, активно отвечают на вопросы и задают их сами, с большим желанием выполняют задания творческого характера, участвуют в народных играх. У воспитанников появился интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью оренбургских казаков. У мальчиков появилось желание походить на казаков. Дети демонстрируют знания об обычаях и традициях казачества, могут отвечать на вопросы, объяснить значение таких слов, как «казак», «курень», «атаман» и др. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышления детей. Через участие в народных играх и состязаниях между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, дети стали более сдержанными, научились принимать условия игры, уступать друг другу, поддерживать товарищей. Детям нравятся строевые песни казаков, они с интересом слушают их и поют от души.
Организация деятельности в ходе выполнения проекта,
перспективный план
(Деятельность педагогов. Деятельность воспитанников. Деятельность родителей)
I этап подготовительный (организационный)
октябрь
- Выявление проблемы, определение темы, цели, задач проекта.
- Составление плана совместной деятельности.
- Консультации со специалистами Центра традиционной народной культуры Среднего Урала: Вячеслав Печняк и Светлана Кучевасова «Традиции и
быт казаков», «Оренбургское казачье войско», «Традиционная одежда
казаков».
-Изучение литературы для реализации проекта
- Подбор народных игр, музыкального сопровождения, песен для составления сценария и демонстрации традиции. Вхождение в проект Знакомство с проектом,
родительское собрание.
II этап основной- практический
октябрь
- Проведение цикла занятий и мероприятий по реализации содержания.
- Создание необходимых условий для реализации проекта (подбор
характерных для данной традиции музыкальных инструментов,
изготовление атрибутов, пошив казачьих костюмов).
- Оформление дидактических материалов в групповой центр краеведения.
- Изготовление дидактического материала «Казачество. Быт и атрибутика».
- Презентации «Кто такие казаки. Воспитание казака. Жилище казака», «Национальная одежда казака и казачки. Оружие казака».
- Казачьему роду нет переводу».
Разучивание казачьей песни «Во саду дерево цветёт»,
заучивание пословиц о казаках.
- «Обучение казачьим играм и забавам. Сказка со смыслом» - практические занятия
для мальчиков с Александром Мезениным инструктором по казачьей
культуре и фланкировке в Исетском казачьем кадетском корпусе.
III этап заключительный
октябрь-ноябрь -Познавательное развитие: изучение истории казачества, обычаев, традиций.
-Речевое развитие:
заучивание и чтение стихов, загадок по теме, обсуждение пословиц и поговорок, закрепление новых слов.
-Художественно-эстетическое развитие:
раскраски «Традиционная одежда казаков»,
разучивание казачьей песни «Во саду дерево цветёт».
-Физическое развитие: разучивание казачьих игр и забав. -Помощь в создании развивающей среды в группе.
-Помощь в подготовке к совместному развлечению «Посиделки» :
- пошив костюмов
(парочки для девочек и для
женщин,
рубахи на мальчиков,
кубанки).
- изготовление атрибутов
(деревянные лошадки,
шашки, ножны, палочки).
- Постановка композиции «Мы ребята- казачата».
- Проведение развлечения с родителями «Посиделки».
- Анализ результата деятельности.
- Презентация, фотоматериалы. - Разыгрывание композиции
«Мы ребята – казачата».
- Участие в празднике «Посиделки» -Участие в празднике «Посиделки».
- Видео, фотосъёмка.
Используемая литература:
1. С. Н. Кучевасова, А. А. Рыбалко, О. В. Новикова «Традиционная одежда оренбургских казаков на службе и в быту, Екатеринбург,- 2019;
2. Заседателева Л. Б. Казачество как социально историческое и этнографическое явление в истории России. М., 1974;
3. Казачьи пословицы и поговорки https://russkie-kazaki.ru/kazachii-pogovorki.