мария николаенкова
Программа по здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Современные исследования свидетельствуют о том, что дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Публикация «Программа по здоровьесбережению» размещена в разделах
Программа «Мы здоровыми растем» направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Программа «Мы здоровыми растем» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.
Срок реализации:
Программа рассчитана на 2017-2018гг.
1-й этап - аналитический, анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2016 -2017гг
2-й этап - разработка проекта программы
3-й этап - внедрение программы- 2017-2018гг
4-й этап – итогово - диагностический
Цель: Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Задачи:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей.
2. Формирование привычки к здоровому образу жизни.
3. Профилактика простудных заболеваний.
4. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
5. Привитие культурно-гигиенических навыков.
Направления деятельности:
Профилактическое:
• выполнение санитарно-гигиенического режима;
• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.
Организационное:
• Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
• Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;
• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
• Комплексная физкультурно-оздоровительная работа : все виды и типы занятий, проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа.
• Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
• Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.
Принципы реализации:
1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.
2.. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
3.. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
Используемые образовательные технологии
№ Название технологии/метода Обоснование применения с точки зрения здоровьесбережения.
1 Динамические паузы –во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
2 Подвижные и спортивные игры –как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
3 Релаксация –в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
4 Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
5 Гимнастика для глаз –ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
6 Динамическая гимнастика –ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
7 Гимнастика корригирующая –в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
8 Гимнастика ортопедическая –в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
9 Кинезиологические упражнения -в различных формах физкультурно-оздоровительной работы : как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате
Физкультурно-оздоровительная работа
Вид деятельности занятий Особенности организации
1. Утренняя гимнастика. Ежедневно на открытом воздухе или в помещении группы.
Длительность в соответствии с возрастом.
2. Физкультминутка Ежедневно, на занятиях статического характера.
Длительность 3-5 мин.
3. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Ежедневно во время прогулки, подгруппами. Игры подобранны с учетом возрастных особенностей детей
4. Оздоровительный бег. 2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время прогулки. Длительность 3-7 мин.
5. Гимнастика после дневного сна Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.
6. Физическая культура Три раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин
7. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей.
8. Неделя здоровья 2 раза в год
9. Спортивные развлечения 1раз в месяц на улице или в зале. Длительность как на занятии.
10. Физкультурно – спортивные праздники на воздухе. 2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут
11. Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп 1 -2 раза в квартал на воздухе или в зале. Длительность 30 минут
12. Совместные физкультурные занятия родителей и детей 1 раз в квартал
Ожидаемые результаты:
1. Снижение заболеваемости воспитанников.
2. Высокий уровень достижения планируемых результатов освоения детьми образовательной программы ДОУ без увеличения учебной нагрузки на детей соответствии с СанПиН.
3. Сформированная мотивация на здоровый образ жизни.
4. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.
5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей, медицинского персонала.
6. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды группы.
Система организации программы :
Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
Привитие стойких гигиенических навыков;
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;
Формирование привычки ежедневных
Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.
Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:
Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;
Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
Предоставление дополнительных услуг для детей (кружковая работа оздоровительной направленности);
Проведение тематических занятий на группах;
Проведение физкультурных занятий;
Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном отделении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья : физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:
Повышение педагогической культуры родителей.
Изучение и распространение положительного семейного воспитания.
Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т. д., проводятся и новые формы работы:
Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;
Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);
Родительские собрания на данную тематику;
Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т. д.
Методическое обеспечение:
Направление
развития
Название программ
(методических разработок) Ключевые положения
программ
(методических разработок) Дидактическое
обеспечение
Физкультурно-оздоровительное Л. Н. Волошина «Играйте на здоровье»- программа;
Зайцев «Уроки Мойдодыра»;
Зайцев «Уроки Айболита» ;
О. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»;
Л. Г. Голубцова «Гимнастика и массаж»; М. Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в детском саду»;
Буцинская «Общеразвивающие упражнения в детском саду»;
В. А. Шишкина «Какая
физкультура нужна детям»;
В. А. Доскин «Растем
здоровыми».
Развитие двигательных умений и физических качеств; воспитание осознанного отношения к своему здоровью; формирование привычки к здоровому образу жизни; усвоение правил безопасного поведения. Спортивное оборудование в зале, на площадке; коррекционное оборудование планы индивидуальной коррекционно- оздоровительной работы; подбор
физических упражнений для
формирования
правильной осанки,
коррекции
плоскостопия;
комплексы
дыхательных
гимнастик;
комплексы
упражнений для часто
болеющих детей
диагностические
материалы
физического развития детей.
Просветительская и мотивационная работа.
Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у детей дошкольного возраста представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности Задачи Содержание
Санитарно-просветительская работа по формированию
здорового образа жизни 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.
2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни –Проведение дней здоровья, проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности; а также совместных мероприятий со школой.
Профилактическая деятельность 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к детскому саду.
4. Профилактика травматизма. – Система мер по улучшению питания детей: режим и качество питания; разнообразие меню; пропаганда культуры питания в семье.
– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки групповых помещений, кварцевание групп; соблюдение санитарно-гигиенических требований.
– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.
– Профилактика утомляемости: проведение подвижных игр в режиме дня; физкультминуток, оборудование зон отдыха.
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в Учреждении: организация подвижных игр; спортивных соревнований; спартакиады, дни здоровья,
– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШОР, родителей.
Примерный план работы с родителями.
Месяц Мероприятия
Сентябрь Папка – передвижка «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»
Практикум «Подвижные игры».
Октябрь Консультация «Профилактика плоскостопия»
Папка – передвижка «Спортивный уголок дома»
Ноябрь Информация «Расти здоровым, малыш!» о пользе ежедневных прогулок на свежем воздухе»
Совместные досуги и развлечения, посвященные Дню матери.
Консультация – практикум «Подвижные и малоподвижные игры»
Декабрь Практикум «Упражнения для мышц туловища»
Папка – передвижка «Время кататься на лыжах и санках!»
Январь Выступление на родительском собрании «Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту»
Февраль Рекомендации «Как правильно просыпаться»
Совместный спортивный праздник «Мой папа самый, самый…»
Март Родительское собрание «растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными!»
Совместный спортивный праздник «Мамочку люблю!»
Апрель Памятка «Подвижные игры на прогулке. Поиграйте с детьми!»
Консультация «Как заниматься спортом дома»
Май Консультация «О летнем отдыхе детей»
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Комплексное планирование работы (средний возраст)
Дата Форма работы с детьми
Сентябрь Экскурсия на стадион школы.
Беседа «Как мальчик Вася решил закаляться».
Дыхательная гимнастика «Задуй свечу», «Ленивая кошечка».
Гимнастика для глаз «Тренировка», «Мой весёлый, звонкий мяч»
Занятие 1: «Как я устроен». Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.
Занятие 2: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.
Экскурсия в спортивный зал близлежащей школы. Цель: формировать у детей значимость занятий физкультурой в оздоровлении организма.
Беседа с фельдшером о гигиене. Цель: продолжать знакомить детей с правилами ухода за своим телом.
Октябрь Беседа «В октябре стол богатый, угощайтесь все ребята».
Самомассаж «Божья коровка».
Дыхательная гимнастика «Озорные щёчки - рот на замочке».
Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Грибы».
Занятие 1: «Хозяйка с базара пришла». Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.
Занятие 2: «Витаминная аптека». Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений сибирского региона.
Проблемная ситуация «Умеем ли мы мыть руки?». Цель: формировать культурно – гигиенические навыки, алгоритм мытья рук. Изготовление плаката.
Беседа о вирусах. Рисование по представлению. Цель: познакомить детей с вирусами вызывающими заболевания.
Ноябрь Беседа «О расческе», «О носовом платке».
Дидактическая игра «Валеология. Кожа».
Самомассаж «Мытьё головы».
Пальчиковая игра «Обезьянки расчёсываются».
Занятие 1: «Личная гигиена». Цель: воспитывать устойчивые культурно – гигиенические навыки.
Занятие 2: «Доктор Чистюлькин». Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.
Экспериментальная деятельность. Приготовление напитка из лекарственных трав.
«Деревья лекари». Цель: познакомить детей с лечебными свойствами некоторых деревьев сибирского региона.
Декабрь Экскурсия в зимний парк.
Беседа «Как мы дышим».
Дыхательная гимнастика «Лимон», «Любопытная Варвара».
Самомассаж «Расслабься – напрягись», «Тёплые ручки».
Занятие 1: «Прогулка - это интересно». Цель: формировать значение прогулки на состояние организма человека.
Занятие 2: «Одевайся потеплей – выходи играть скорей». Цель: профилактика обморожений в зимнее время года.
Январь Беседа о лекарственных растениях.
Самомассаж «Добываем огонь», «Стряпаем».
Этюды на расслабление.
Гимнастика для глаз «Цветик – семицветик»
Занятие 1: «Не званный гость – грипп и простуда». Цель: профилактика инфекционных заболеваний.
Занятие 2: «Бабушка Федора и герань». Цель: формировать устойчивые представления у детей о пользе лекарственных растений.
Февраль Беседа «Зимние виды спорта».
Гимнастика для глаз «Снежинка».
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки», «Пирог».
Игровой массаж «Мячик – маляр».
Занятие 1: «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение). Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.
Занятие 2: «Зимушка – зима, спортивная пора». Цель: уточнить знания детей о зимних видах спорта, воспитывать любовь к спорту.
Март Беседа «Части тела человека».
Подвижная игра «Вейся венок», «Карусель».
Артикуляционная гимнастика «Паровозик», «Расчёска».
Двигательные этюды «Капитан», «Добрый мальчик».
Занятие 1: «Как движутся части тела человека». Цель: познакомить детей с двигательной функцией частей тела человека.
Занятие 2: «Витамины на окне» (с элементами практических действий). Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.
Апрель Экскурсия в медицинский кабинет.
Дидактическая игра «Первая помощь».
Коррегирующая гимнастика «Надуй шар, сдуй шар».
Самомассаж «Пальчики».
Занятие 1: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры). Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке.
Занятие 2: «Зубы». Цель: формирование устойчивых знаний и умений по уходу за зубами.
«Моя красивая осанка». Цель: знакомство с плакатом «Осанка», её важность для сохранения здоровья.
Режиссёрская игра «Дружба Зубика и Конфетки». Цель: профилактика кариеса, алгоритм чистки зубов.
Май Беседа «Тонкий лёд».
Дидактические игры по правилам безопасного поведения.
Музыкально – спортивный праздник с родителями «Весну встречаем – здоровьем тело наполняем».
Занятие 1: «Правила поведения на воде». Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности.
Занятие 2: «Солнце наш друг, солнце наш враг». Цель: научить детей следить за своим состоянием при длительном нахождении под солнцем.