Папки-передвижки

Программа по здоровьесбережению

мария николаенкова
Программа по здоровьесбережению
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Современные исследования свидетельствуют о том, что дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Публикация «Программа по здоровьесбережению» размещена в разделах

Программа «Мы здоровыми растем» направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Программа «Мы здоровыми растем» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

Срок реализации:

Программа рассчитана на 2017-2018гг.

1-й этап - аналитический, анализ состояния заболеваемости детей и организации оздоровительной работы за 2016 -2017гг

2-й этап - разработка проекта программы

3-й этап - внедрение программы- 2017-2018гг

4-й этап – итогово - диагностический

Цель: Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Формирование привычки к здоровому образу жизни.

3. Профилактика простудных заболеваний.

4. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.

5. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Направления деятельности:

Профилактическое:

• выполнение санитарно-гигиенического режима;

• решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

• проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике инфекционных заболеваний.

Организационное:

• Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

• Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности;

• изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

• Комплексная физкультурно-оздоровительная работа : все виды и типы занятий, проводимых в ДОУ, формы организации закаливания дошкольников, способы повышения двигательного режима детей в течение дня, профилактические мероприятия в период повышения ОРВИ и гриппа.

• Работа по организации и формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

• Пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей.

Принципы реализации:

1. Принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик.

2.. Принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.

3.. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

4. Принцип систематичности - реализация лечебно– оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

Используемые образовательные технологии

№ Название технологии/метода Обоснование применения с точки зрения здоровьесбережения.

1 Динамические паузы –во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

2 Подвижные и спортивные игры –как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

3 Релаксация –в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

4 Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

5 Гимнастика для глаз –ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

6 Динамическая гимнастика –ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

7 Гимнастика корригирующая –в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

8 Гимнастика ортопедическая –в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

9 Кинезиологические упражнения -в различных формах физкультурно-оздоровительной работы : как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате

Физкультурно-оздоровительная работа

Вид деятельности занятий Особенности организации

1. Утренняя гимнастика. Ежедневно на открытом воздухе или в помещении группы.

Длительность в соответствии с возрастом.

2. Физкультминутка Ежедневно, на занятиях статического характера.

Длительность 3-5 мин.

3. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Ежедневно во время прогулки, подгруппами. Игры подобранны с учетом возрастных особенностей детей

4. Оздоровительный бег. 2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время прогулки. Длительность 3-7 мин.

5. Гимнастика после дневного сна Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.

6. Физическая культура Три раза в неделю; проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-30 мин

7. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей.

8. Неделя здоровья 2 раза в год

9. Спортивные развлечения 1раз в месяц на улице или в зале. Длительность как на занятии.

10. Физкультурно – спортивные праздники на воздухе. 2 раза в год (зимний и летний). Длительность 25-40 минут

11. Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп 1 -2 раза в квартал на воздухе или в зале. Длительность 30 минут

12. Совместные физкультурные занятия родителей и детей 1 раз в квартал

Ожидаемые результаты:

1. Снижение заболеваемости воспитанников.

2. Высокий уровень достижения планируемых результатов освоения детьми образовательной программы ДОУ без увеличения учебной нагрузки на детей соответствии с СанПиН.

3. Сформированная мотивация на здоровый образ жизни.

4. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.

5. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей, медицинского персонала.

6. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды группы.

Система организации программы :

Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

Привитие стойких гигиенических навыков;

Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование элементарных представлений об окружающей среде, опасных ситуациях в быту, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных;

Формирование привычки ежедневных

Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.

Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:

Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно - ориентированного общения взрослого и ребенка;

Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);

Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;

Предоставление дополнительных услуг для детей (кружковая работа оздоровительной направленности);

Проведение тематических занятий на группах;

Проведение физкультурных занятий;

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями. Проанализировав данные анкет, полученные в нашем дошкольном отделении, мы пришли к выводу, что хотя все родители имеют среднее образование или специальное, уровень знаний и умений в области воспитания привычки к ЗОЖ у большинства родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривают его только как отсутствие заболеваний, а средство оздоровления детского организма видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая взаимосвязь всех составляющих здоровья : физического, психического и социального. Поэтому коллектив работает над реализацией следующих задач:

Повышение педагогической культуры родителей.

Изучение и распространение положительного семейного воспитания.

Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, семинар-практикум, консультации, анкетирование, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам и т. д., проводятся и новые формы работы:

Создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»;

Консультации узких специалистов образовательного учреждения (логопед, инструктор по физической культуре, медсестра);

Родительские собрания на данную тематику;

Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в дошкольном отделении проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины и т. д.

Методическое обеспечение:

Направление

развития

Название программ

(методических разработок) Ключевые положения

программ

(методических разработок) Дидактическое

обеспечение

Физкультурно-оздоровительное Л. Н. Волошина «Играйте на здоровье»- программа;

Зайцев «Уроки Мойдодыра»;

Зайцев «Уроки Айболита» ;

О. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»;

Л. Г. Голубцова «Гимнастика и массаж»; М. Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в детском саду»;

Буцинская «Общеразвивающие упражнения в детском саду»;

В. А. Шишкина «Какая

физкультура нужна детям»;

В. А. Доскин «Растем

здоровыми».

Развитие двигательных умений и физических качеств; воспитание осознанного отношения к своему здоровью; формирование привычки к здоровому образу жизни; усвоение правил безопасного поведения. Спортивное оборудование в зале, на площадке; коррекционное оборудование планы индивидуальной коррекционно- оздоровительной работы; подбор

физических упражнений для

формирования

правильной осанки,

коррекции

плоскостопия;

комплексы

дыхательных

гимнастик;

комплексы

упражнений для часто

болеющих детей

диагностические

материалы

физического развития детей.

Просветительская и мотивационная работа.

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у детей дошкольного возраста представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.

Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление деятельности Задачи Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию

здорового образа жизни 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни –Проведение дней здоровья, проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности; а также совместных мероприятий со школой.

Профилактическая деятельность 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к детскому саду.

4. Профилактика травматизма. – Система мер по улучшению питания детей: режим и качество питания; разнообразие меню; пропаганда культуры питания в семье.

Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки групповых помещений, кварцевание групп; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.

Профилактика утомляемости: проведение подвижных игр в режиме дня; физкультминуток, оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в Учреждении: организация подвижных игр; спортивных соревнований; спартакиады, дни здоровья,

– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШОР, родителей.

Примерный план работы с родителями.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Папка – передвижка «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

Практикум «Подвижные игры».

Октябрь Консультация «Профилактика плоскостопия»

Папка – передвижка «Спортивный уголок дома»

Ноябрь Информация «Расти здоровым, малыш!» о пользе ежедневных прогулок на свежем воздухе»

Совместные досуги и развлечения, посвященные Дню матери.

Консультация – практикум «Подвижные и малоподвижные игры»

Декабрь Практикум «Упражнения для мышц туловища»

Папка – передвижка «Время кататься на лыжах и санках!»

Январь Выступление на родительском собрании «Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту»

Февраль Рекомендации «Как правильно просыпаться»

Совместный спортивный праздник «Мой папа самый, самый…»

Март Родительское собрание «растим детей здоровыми, крепкими и жизнерадостными!»

Совместный спортивный праздник «Мамочку люблю!»

Апрель Памятка «Подвижные игры на прогулке. Поиграйте с детьми!»

Консультация «Как заниматься спортом дома»

Май Консультация «О летнем отдыхе детей»

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Комплексное планирование работы (средний возраст)

Дата Форма работы с детьми

Сентябрь Экскурсия на стадион школы.

Беседа «Как мальчик Вася решил закаляться».

Дыхательная гимнастика «Задуй свечу», «Ленивая кошечка».

Гимнастика для глаз «Тренировка», «Мой весёлый, звонкий мяч»

Занятие 1: «Как я устроен». Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.

Занятие 2: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

Экскурсия в спортивный зал близлежащей школы. Цель: формировать у детей значимость занятий физкультурой в оздоровлении организма.

Беседа с фельдшером о гигиене. Цель: продолжать знакомить детей с правилами ухода за своим телом.

Октябрь Беседа «В октябре стол богатый, угощайтесь все ребята».

Самомассаж «Божья коровка».

Дыхательная гимнастика «Озорные щёчки - рот на замочке».

Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Грибы».

Занятие 1: «Хозяйка с базара пришла». Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.

Занятие 2: «Витаминная аптека». Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений сибирского региона.

Проблемная ситуация «Умеем ли мы мыть руки?». Цель: формировать культурно – гигиенические навыки, алгоритм мытья рук. Изготовление плаката.

Беседа о вирусах. Рисование по представлению. Цель: познакомить детей с вирусами вызывающими заболевания.

Ноябрь Беседа «О расческе», «О носовом платке».

Дидактическая игра «Валеология. Кожа».

Самомассаж «Мытьё головы».

Пальчиковая игра «Обезьянки расчёсываются».

Занятие 1: «Личная гигиена». Цель: воспитывать устойчивые культурно – гигиенические навыки.

Занятие 2: «Доктор Чистюлькин». Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.

Экспериментальная деятельность. Приготовление напитка из лекарственных трав.

«Деревья лекари». Цель: познакомить детей с лечебными свойствами некоторых деревьев сибирского региона.

Декабрь Экскурсия в зимний парк.

Беседа «Как мы дышим».

Дыхательная гимнастика «Лимон», «Любопытная Варвара».

Самомассаж «Расслабься – напрягись», «Тёплые ручки».

Занятие 1: «Прогулка - это интересно». Цель: формировать значение прогулки на состояние организма человека.

Занятие 2: «Одевайся потеплей – выходи играть скорей». Цель: профилактика обморожений в зимнее время года.

Январь Беседа о лекарственных растениях.

Самомассаж «Добываем огонь», «Стряпаем».

Этюды на расслабление.

Гимнастика для глаз «Цветик – семицветик»

Занятие 1: «Не званный гость – грипп и простуда». Цель: профилактика инфекционных заболеваний.

Занятие 2: «Бабушка Федора и герань». Цель: формировать устойчивые представления у детей о пользе лекарственных растений.

Февраль Беседа «Зимние виды спорта».

Гимнастика для глаз «Снежинка».

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки», «Пирог».

Игровой массаж «Мячик – маляр».

Занятие 1: «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение). Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.

Занятие 2: «Зимушка – зима, спортивная пора». Цель: уточнить знания детей о зимних видах спорта, воспитывать любовь к спорту.

Март Беседа «Части тела человека».

Подвижная игра «Вейся венок», «Карусель».

Артикуляционная гимнастика «Паровозик», «Расчёска».

Двигательные этюды «Капитан», «Добрый мальчик».

Занятие 1: «Как движутся части тела человека». Цель: познакомить детей с двигательной функцией частей тела человека.

Занятие 2: «Витамины на окне» (с элементами практических действий). Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

Апрель Экскурсия в медицинский кабинет.

Дидактическая игра «Первая помощь».

Коррегирующая гимнастика «Надуй шар, сдуй шар».

Самомассаж «Пальчики».

Занятие 1: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры). Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке.

Занятие 2: «Зубы». Цель: формирование устойчивых знаний и умений по уходу за зубами.

«Моя красивая осанка». Цель: знакомство с плакатом «Осанка», её важность для сохранения здоровья.

Режиссёрская игра «Дружба Зубика и Конфетки». Цель: профилактика кариеса, алгоритм чистки зубов.

Май Беседа «Тонкий лёд».

Дидактические игры по правилам безопасного поведения.

Музыкально – спортивный праздник с родителями «Весну встречаем – здоровьем тело наполняем».

Занятие 1: «Правила поведения на воде». Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности.

Занятие 2: «Солнце наш друг, солнце наш враг». Цель: научить детей следить за своим состоянием при длительном нахождении под солнцем.

Публикации по теме:

Конспект занятия по здоровьесбережению «Наши зубки»Конспект занятия по здоровьесбережению «Наши зубки» Конспект организованной образовательной деятельности по здоровьесбережению в средней группе «Наши зубки» Разработала: Воспитатель 1-ой.

Инновационная технология по здоровьесбережению «Степ-аэробика»Инновационная технология по здоровьесбережению «Степ-аэробика» Степ – аэробика постепенно завоевывает свое место в физической культуре. Этому способствует, положительный эмоциональный фон занятий, обязательное.

Долгосрочный проект по здоровьесбережению «Малыши-крепыши» ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ «Малыши – крепыши» (смешанная первая младшая – вторая младшая группа) Участники проекта: воспитанники.

Методика по здоровьесбережению .

Опыт эффективных практик по здоровьесбережению в ДОУ В МБДОУ детский сад № 4 с 01.09.2016 г. по 31.08.2017 г. была организована деятельность стажировочной площадки по теме «Инновационная работа.

Проект по здоровьесбережению «Чистюлька» МБДОУ детский сад «Светлячок» Проект по здоровьесбережению «ЧИСТЮЛЬКА» Разработала Воспитатель 1 кв. категории Саватеева.

Проект по здоровьесбережению в ясельной группе Проект по здоровьесбережению в ясельной группе Автор: Трофимова Татьяна Алексеевна Продолжительность проекта: с 19.09.2017-по 31.05.2018.

Рабочая программа по здоровьесбережению (2017–2018 г.). Вторая младшая группа Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второй младшей группы № Содержание работы Время проведения Ответственный Формы организации.

Рабочая программа по здоровьесбережению (2016–2017 г.). Подготовительная группа Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми второй младшей группы № Содержание работы Время проведения Ответственный Формы организации.

Занятие по здоровьесбережению «Страна волшебная — «Здоровье» Тема: "Страна волшебная – «Здоровье». Цель: дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по здоровьесбережению
Опубликовано: 4 июня 2018 в 13:16
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по здоровьесбережению» (включая файлы) размещена пользователем мария николаенкова (УИ 534013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД