Светлана Свиридович
НОД «Города-герои. Ленинград» в подготовительной группе
Непосредственно – образавательная деятельность
тема: «Город – герой Ленинград»
Составила и провела:
Свиридович С. Д.
2023г.
Цель: формирование знания детей о героическом прошлом города Санкт –Петербурга – блокаде Ленинграда.
Задачи:
Образовательные:
*Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
Публикация «НОД „Города-герои, Ленинград“ в подготовительной группе» размещена в разделах
* Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду используя ИКТ.
* Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал
Развивающие:
* Развивать интерес к истории своей страны.
Воспитательные:
*Воспитывать любовь и гордость к городу –герою Ленинграду, чувство благодарности и уважения к его защитникам.
Ход НОД:
Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам, да рассказам фронтовиков. Для нас война — история
Ребята, а что такое подвиг? (ответы детей)
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. А ещё бывает подвиг города, когда всё : и дома, и деревья, и вода, и дороги, и улицы - все восстает против врага. Такие города называют городами - героями. Об одном мы сегодня будем говорить.
2 - 4 слайд. Жили-были дети. Были у них: папа, мама, бабушка, дедушка, братья, сёстры. Они, как и вы, ходили в детский сад, играли, гуляли с другими детьми и воспитателями. Катались с родителями на велосипедах. Очень любили вместе играть и веселиться!
5 слайд. Но вот однажды случилась большая беда! Рано утром 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и сёла нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами.
На нашу страну напали очень плохие люди. Их называли фашистами. Фашистские самолёты бомбили города, села, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Стали рушить дома, в которых жили дети.
6 - 7слайд. Там где стояли дома, оставались одни камни и поломанные доски. Так началась Великая Отечественная война. Священная война.
8 слайд. Тогда папы, дедушки, братья этих детей назвали себя военными, попрощались со своими семьями и ушли на войну. Ушли, чтобы прогнать из города фашистов. Весь народ встал на защиту страны.
9 – 10 - 11 - 12 слайд. Чтобы прогнать фашистов с земли нашей, война шла и на суше, и на воде и в воздухе. Каждый русский солдат старался сделать все, чтобы дети могли продолжать ходить в садик, качаться на качелях и играть.
13 - 14 слайд. Эта война длилась очень долго - целых 4 года. Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Многие солдаты не вернулись домой с той войны. Мы никогда не забудем героев: сколько бы лет ни прошло, потомки всегда будут бережно хранить память о своих дедах и прадедах, и благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей светлой жизни!
15 – 16 – 17 - 18 слайд. Тяжё ло было во время войны для всего нашего народа: и тем, кто воевал на фронте, и тем, кто остался в тылу и делал все, что нужно для победы Даже маленькие дети не остались в стороне. Они помогали взрослым: выращивали хлеб, делали снаряды, танки, самолеты, спасали и лечили наших раненых бойцов).
19 слайд 27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день был полностью освобождён город Ленинград от блокады. Сейчас этот город называется Санкт-Петербург.
Рассказ о блокадном Ленинграде
Фашисты считали, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли.
Посмотрите на карту.
Слайд 20
-Почему Ленинград окружен черными ломаными крестами? Ломаный черный крест – это фашистский знак «свастика», похожая на черного паука.
Видите коричневую землю? Это значит - ее захватили фашисты. Поэтому на коричневой земле и нарисована фашистская свастика. А там, где стоит Красная Армия, нарисованы красные звезды.
Знаете ли вы, что такое блокада?
Враги не просто подошли близко к Ленинграду. Им удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не мог в окруженный Ленинград. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.
Слайд 21
Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты города и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!». И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зеленой краской. Скульптуры коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Все вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить.
Слайд 22 Окна в домах заклеили узкими полосками бумаги – чтобы осколки стёкол не ранили при взрывах. На всех окнах висели тёмные шторы – чтобы ни один лучик света не сверкнул ночью. Каждую ночь слышался гул самолётов, разрывы бомб.
В первые месяцы блокады на улицах Ленинграда было установлено много громкоговорителей. По радио людям объявляли о налётах и воздушной тревоге. Жуткий вой сирены холодил кровь. От бомбёжек прятались в бомбоубежищах, слайд 23 которые располагались в подвалах, подходящих для этого домов, в подземной части метро.
Слайд 23 - 24
Ленинград лишился всего — отопления, воды, электричества, но продолжал бороться.
Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Каждый день они вели тяжелую схватку со смертью, сражаясь за собственную жизнь. И кроме фашистов на осажденный город наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная.
Пытаясь хоть как-то согреться, люди затапливали в квартирах небольшие, нещадно дымящие железные печки. В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель и даже книги — все, что могло гореть. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем.
Слайд 25
За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям. К самой полынье часто спускались дети. Набрав небольшой чайник воды, они спешили к ждущим их матерям, чтобы вылить добытую воду в ведро и вернуться назад.
Слайд 26 - 27
Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день.
Слайд 28
Далеко за кольцом блокады было продовольствие - мука, мясо, масло. Как же его достать? Ведь враг бомбил город и ночью и днем.
Лишь только одна дорога связывала блокадный город с большой землёй. Шла она по воде Ладожского озера. Под огнем в город на баржах привозили продукты и увозили детей, раненых.
Слайд 29 С наступлением морозов по тонкому льду Ладожского озера за продовольствием сначала отправили лошадей.
Слайд 30 А когда лед окреп, в путь отправились грузовики. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. В город везли продовольствие, а из города по ледовой дороге вывозили детей. Поэтому её назвали «Дорогой жизни».
Слайд 31 - 32
Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
-Какой праздник мы отмечаем зимой?
Слайд 33 Население Ленинграда голодало и замерзало. Но наступил Новый Год – праздник, который ждал каждый ребенок, даже в те суровые дни. Взрослые совершили настоящий подвиг – были организованы праздничные елки с подарками и сытным обедом. Для ленинградских мальчишек и девчонок это был незабываемый праздник.
После долгой, очень долгой зимы, наконец, в Ленинград пришла весна. Голодные люди ели свежие зеленые листочки с деревьев, листья растений.
В городских парках и садах разбили огороды. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода.
Слайд 34
Дети блокады работали не покладая рук. Они «чинили» одежду раненных, делали бинты, рубили дрова, разносили письма по домам и даже выступали в госпиталях с концертами. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках. Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве.
В Ленинграде был страшный голод, и умерли почти все домашние животные, в том числе и кошки. И город настигла новая беда-полчища крыс (слайд 35 - 36).Крысы нападали на больных и истощенных детей и стариков, когда те спали. Полчища крыс переходили улицы, не давая проехать транспорту, они уничтожали зерно на мельнице, где мололи муку для всего города. Крысы проникли в Эрмитаж (это музей, где хранятся картины великих художников,и начали их уничтожать.
Крыс травили, давили танками, но их количество только росло. Сразу после прорыва блокады в Ленинград доставили 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области. Кошек везли под усиленной охраной, как очень ценный груз. Половину кошек выпустили на вокзале, остальных отдали жителям (слайд). Многим Ленинградцам кошек не хватило. За кошку отдавали самое дорогое-хлеб. Много кошек погибло в борьбе с крысами, нужна была подмога. Тогда по всей Сибири стали собирать лучших крысоловов.
В:Как вы думаете, наши сибирские кошки справились с крысами?
Дети: Да, конечно!
В:Сибирским кошкам удалось почти полностью очистить Ленинград от крыс. слайд 37 С тех пор кошки пользуются особым уважением и любовью в этом героическом городе.
Ленинградцы выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы освободить город. И, наконец, наступил день великого ликования – 27 января 1944г.
Слайд 38 - 39
Радио объявило: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!»
Такого дня не видел Ленинград!
Нет. Радости подобной не бывало!
Казалось, что всё небо грохотало…
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди.
Слайд 40
Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. На месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». У подножия кольца выбиты строки Бронислава Кежуна:
Потомок, знай: в суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда.
Слайд 41
Детям — юным героям Ленинграда установлен памятник «Цветок жизни»
Слайд 42
За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой.
Рефлексия
Детям задаются вопросы:
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Где проходила Дорога жизни?
3. О каких памятниках вы узнали?
4. Что вам запомнилось из моего рассказа?
Итог
Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему?
Мы должны сохранить память о героизме и стойкости героев Великой Отечественной войны, о мужестве простых людей, вынесших на себе трудности блокадного Ленинграда.
Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»