Елена Пентина
Горизонты родительской активности
▼ Скачать + Заказать документы
Горизонты родительской активности в соответствии с ФГОС ДО теперь по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе образования детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства, составляющих основу успешной социализации ребенка.
Внутри компетентного подхода выделяют два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» (А. В. Хуторский).
Публикация «Горизонты родительской активности» размещена в разделах
Реализация компетентностной основы в работе с родителями позволяет перестроить традиционные для ДОУ задачи в работе с семьей.
Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия».
Компетентностная основа для реализации данных функций заключается в предоставлении родителям возможностей для самореализации путем создания специальных условий для взаимосвязанной деятельности ДОУ и семьи.
Ознакомление родителей с деятельностью ДОУ должно реализовываться еще до поступления ребенка в ДОУ (это касается садов общеразвивающего, комбинированного и др.)
С этой целью могут организовываться следующие дополнительные услуги:
- Группы почасового посещения,
- Группы подготовки детей к школе,
- Физиокабинеты на базе детского сада,
- Группы лечебной гимнастики,
- Занятия студии изобразительной деятельности,
- Актуальны буклеты с информацией об услугах детского сада,
- Информация о ДОУ в поликлинике во время проведения Дня здорового ребенка, подготовить рекламный ролик для телевидения.
Ответственность детского сада и его заинтересованная позиция выражаются в предоставляемой родителям письменной информации о ДОУ, которая включает:
- образовательные программы ДОУ,
-рассказ о дополнительных занятиях, в том числе о платных услугах, которые предлагает ДОУ,
- информацию о педагогических кадрах, которые работают в ДОУ,
-описание работы узких специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, психолога и др.) с указанием их квалификации, категории,
- предложения посещать кабинет по Охране зрения и т. п.
При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. В силу этого компетентностный подход позволяет перевести родителей в позицию вынужденной активности, когда невозможно не участвовать, не посещать, не влиять и т. д.
Рассмотрим традиционный и компетентностный подходы в информационной работе ДОУ с семьей, разделы для родителей при оформлении приемной.
Раскрыв особенности компетентностного подхода в дошкольном учреждении, я пришла к выводу, что шаблонное применение основных позиций не позволяет реализовать полноценное взаимодействие с родителями и детьми. Однако, учитывая возрастные особенности детей, специфику дошкольного учреждения, можно реализовать принципы компетентностного подхода, которые позволяют перестроить позиции участников педагогического взаимодействия ДОУ и семьи. Эффективность взаимодействия в системе «педагоги – дети – родители» зависит от:
- позиции и роли ДОУ, способного инициировать родителей,
- позиции и роли семьи, ответственный подход к воспитанию детей,
- способов согласования позиций семьи и детского сада, при которых ДОУ способно обеспечить и пространство их реализации в учреждении.
Компетентностный подход, содержащий такие ориентиры, как самостоятельность, активность и сознательность, позволяет реализовать потенциал традиционных форм работы с семьей, перейти к равноактивному взаимодействию субъектов воспитания детей (педагогов и родителей, а также на основе формирования осознанного родительства включить семью в процесс жизнедеятельности детей в ДОУ.
редставленная мною информация не решает всех проблем взаимодействия ДОУ и семьи, однако позволяет по-новому взглянуть на этот процесс. Я считаю, что перспективным направлением реализации представленных идей служит поддержка различных родительских инициатив в соответствии с установками, которые четко определяют позиции участников воспитания детей:
- родители являются первыми педагогами ребенка,
- ДОУ работают в помощь семье в деле воспитания детей.
С опорой на указанные позиции возможно построение равноправных, паритетных и равноактивных отношений в системе «ДОУ семья», подчиненных общей цели воспитания ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, компетентностная основа подобных отношений позволяет измерять результаты деятельности педагогов и родителей, а также общий эффект их воспитательной работы, выраженный в родительской культуре, воспитанности и развитости детей, профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования.