Екатерина Катышева
Голосоречевая нагрузка
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко»
Голосоречевая нагрузка педагога и пути её оптимизации
Сорск, 2016
Характер педагогического труда и условия, в которых он осуществляется, предъявляют повышенные требования к голосо-речевой функциональной системе.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ГОЛОСА ПЕДАГОГА :
• достаточный уровень громкости;
• большая устойчивость и способность выдерживать длительную нагрузку;
• широкий динамический диапазон;
• разнообразие тембра;
• благозвучность;
• полетность;
• суггестивность;
Публикация «Голосоречевая нагрузка» размещена в разделах
• адаптивность к профессиональным ситуациям;
• гибкость и выносливость.
ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ГОЛОС ПЕДАГОГА :
• большое количество воспитанников в группе;
• постоянные гул и шум, создаваемые детьми;
• большое количество занятий;
• поочередное пребывание то в помещении, то на воздухе;
• жесткий режим дня;
• отсутствие возможности проводить релаксационные упражнения в течение рабочей смены;
• хронические эмоциональные перегрузки;
• стрессогенность воспитательно-образовательной среды.
Эти и другие факторы не только негативно влияют на голосо-речевую систему воспитателей, но и сказываются на психологическом климате группы, а значит, на формировании взаимоотношений педагога с детьми и воспитанников друг с другом.
Использование общепедагогических и специальных методов и приемов, направленных на сохранение и укрепление голоса, минимизацию голосовой нагрузки в течение рабочего дня, — залог успешной деятельности педагога. Профессионально сформированный, поставленный голос в полной мере обеспечит вербальную сторону общения.
Рассмотрим подробнее общепедагогические методы и приемы снижения голосо-речевой нагрузки воспитателя в разные режимные моменты.
Прием детей в группу
Для снижения голосо-речевой и психоэмоциональной нагрузки при приеме детей :
• размещайте на стендах группы памятки для родителей о том, как нужно готовить детей к детскому саду после выходных или болезни, как успокоить плачущего ребенка;
• используйте отвлекающие игры типа «Зайка, зайка убегает, маму на работу провожает»;
• разговаривайте с родителями негромко, используя суггестивность голоса и создавая положительный эмоциональный фон для общения.
ПРАВИЛА СОБЛЮДЕНИЯ ГИГИЕНЫ ГОЛОСА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :
• поддерживайте постоянно голосовую форму, не допускайте охриплости или неестественного звучания голоса;
• научитесь отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды от неправильного голосообразования;
• избегайте повышенной голосо-речевой нагрузки даже в состоянии легкой простуды;
• соблюдайте правила нервно-психической гигиены, включающей мероприятия по снятию эмоционального напряжения, мышечному • расслаблению и регуляции общего мышечного тонуса и поддержанию положительного психоэмоционального состояния;
• говорите динамично, голос должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс.
Первая половина дня
Занятия с детьми носят преимущественно игровой характер. Допускается организация деятельности дошкольников не только за столами, но и на ковре, стоя, сидя, лежа. Место занятий в режиме ДОО, их длительность четко определены, предусматривается смена детской деятельности.
Со сменой вида деятельности меняется и голосо-речевая нагрузка воспитателя.
При реализации коммуникативной функции речи для воспитателя ДОО большое значение имеет владение невербальными средствами общения, особенно с детьми младшего дошкольного возраста. Для них гораздо большую эмоциональную нагрузку несет интонация взрослого, его взгляд, улыбка, жест, чем слова.
Применение чрезмерно громкой речи и переход на крик на занятиях недопустимы, т. к. это не только не организует детей, но и создает неблагоприятный эмоциональный фон, что снижает усвоение дошкольниками программного материала. Вместе с тем форсирование, повышение воспитателем голоса, приводит к его перенапряжению и срыву, а следовательно, к риску возникновения профессиональных заболеваний голосового аппарата.
Для снижения голосо-речевой нагрузки на занятиях :
• создайте знаковую систему общения с детьми в группе, придумайте совместно с ними сигналы ( например: если зазвенит колокольчик — садимся за столики; если воспитатель взял фонарик — бежим на ковер, начинается физкультминутка и др.);
• используйте современный, подобранный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников дидактический материал, который вызовет у них интерес и организует их деятельность;
• постепенно понижайте силу голоса и применяйте пантомимические и другие средства при возникновении в группе шумных ситуаций (не пытайтесь перекричать детей, привлеките их внимание каким-либо способом, тогда воспитанники начнут успокаиваться, и в группе установится тишина);
• назначайте наиболее активных воспитанников своими помощниками, дежурными, которые помогут организовать уборку игрушек, подготовить группу к занятию, первыми водят в играх, выполняют простые поручения;
• включайте на занятиях фрагменты мультфильмов, видеоролики с компьютерными героями, произносящими определенные инструкции, фонограммы голосов дикторов.
Фонограммы, записанные голосами профессионалов, станут для дошкольников образцом грамотной, красивой речи. Но не увлекайтесь использованием технических средств на занятиях. Помните, что только живое слово педагога может передать детям все краски, яркость и выразительность русского литературного языка.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце занятия, когда нужно подвести итоги,активизируйте речевую деятельность детей. Попросите их рассказать, что им понравилось. Напомните основные моменты занятия с помощью рисунка на листе бумаги, слайдов или схемы в электронном формате (например, в виде домиков или вагончиков паровозика).
Для снижения голосо-речевой нагрузки в ходе самостоятельной деятельности детей:
• не отвлекайтесь на посторонние дела, наблюдая и контролируя деятельность воспитанников;
• делите их на микрогруппы и формируйте сюжет игры для каждой из них;
• привлекайте внимание детей с помощью красивой мелодии, сигнальных карточек, красочных игрушек, а не повышением голоса;
• напоминайте воспитанникам по окончании самостоятельной деятельности, что нужно убрать игрушки — но не криком, находясь в другом углу помещения, а с помощью разных педагогических приемов.
Сбор детей на прогулку и сама прогулка — важные режимные моменты.
В качестве способов снижения голосо-речевого напряжения на прогулках можно предложить выполнение особых упражнений, координирующих дыхание, фонацию и артикуляцию, а также специальную подготовку детей к прогулкам, в т. ч. выработку системы жестов и знаков. Например, предложите воспитанникам представить, что воспитатель — это регулировщик. Когда он поднимает правую руку вверх — надо подойти к нему; когда поднимает обе руки вверх — построиться парами и идти в группу; когда разводит прямые руки в стороны — можно самостоятельно поиграть на площадке и т. д. Для быстрого построения воспитанников парами используйте игры «Ручеек» или «Золотые ворота».
Чем интереснее проводятся прогулки для детей, чем лучше организована их деятельность, тем меньше психофизиологическая нагрузка воспитателя и тем реже ему приходится повышать голос.
Во время обеда и слова, и тон, и улыбка воспитателя должны способствовать созданию комфортного психологического климата в группе. В то же время дети осваивают элементарные этические нормы, а произнесенные педагогом названия ингредиентов блюд развивают их словарный запас.
Подготовка ко сну также предусматривает речевое взаимодействие с детьми. Как правило, они засыпают не сразу: приходится прочитать им сказку, с мягкой настойчивостью попросить тишины, спеть колыбельную песенку. Здесь большое значение имеет мелодичность и суггестивность речи воспитателя.
Вторая половина дня
После полдника, как правило, проводятся подвижные игры, игры-драматизации или прогулка. Часто воспитатель готовит детей к различным праздникам, разучивает с ними стихи, песни. Здесь он демонстрирует не только речевое, но и вокальное мастерство, умение имитировать голоса разных персонажей и животных, что требует дополнительной голосо-речевой подготовки.
Во второй половине дня детей начинают постепенно забирать родители, и с каждым из них воспитатель проводит беседу, комментирует поведение ребенка, делится своими наблюдениями, дает советы, рекомендации. Общение с родителями требует от педагога безукоризненного владения своим голосом : ничто не должно показать усталость или тревогу, иначе ухудшится коммуникативное взаимодействие между участниками образовательных отношений.
Для снижения голосо-речевой нагрузки в конце рабочего дня:
• организуйте с детьми тихую игру или почитайте сказку;
• предложите им вспомнить названия овощей, фруктов, предметов мебели или подвести итоги дня;
• выполните упражнения на релаксацию.
Умение проводить тихие игры с дошкольниками и саморелаксацию позволят снизить усталость, следовательно, уменьшить напряжение голосового аппарата.
Таким образом, в течение всего рабочего дня воспитатель испытывает большую голосо-речевую нагрузку.
Важно отметить, что на состоянии голоса также отрицательно сказывается влияние и других факторов: возрастные изменения, происходящие с гортанью, различные патологические процессы, протекающие не только в органах голосообразования, но и во всем организме, внешние факторы макро- и микроклимата (повышенная влажность, сквозняки, курение, злоупотребление слишком острой или горячей пищей и т. д.
Поэтому для полноценной реализации коммуникативной функции в профессиональной деятельности воспитателям нужно запомнить и выполнять несложные правила:
• следить за своим здоровьем;
• соблюдать правила гигиены голоса;
• контролировать голосо-речевую нагрузку в течение дня : использовать «педагогические уловки», давать отдых голосо-речевому аппарату;
• не злоупотреблять повышенным тоном, подбирать интонацию адекватно педагогической ситуации;
• проводить релаксационные минутки, в организации которых может помочь педагог-психолог ДОО.
Помимо использования общепедагогических методов и приемов, необходимо знать и использовать специальные дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, приемы для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, выработки рациональных способов голосоподачи и голосоведения.