Людмила Власенко
Гиперактивный ребёнок. Советы психолога
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время гиперактивность у детей явление далеко не редкое. Дети с гиперактивностью вызывают беспокойство взрослых - родителей, воспитателей, учителей, прежде всего из-за проблем с поведением, а школьники - с поведением и успеваемостью. Степень социальной дезадаптации этих детей очень высокая. Что нужно знать родителям о синдроме гиперактивности с дефицитом внимания и как
построить общение с ребенком, чтобы помочь ему преодолеть указанные трудности и адаптироваться в социуме?
Основные проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) -
Публикация «Гиперактивный ребёнок, Советы психолога» размещена в разделах
невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ:
• невозможности сосредоточиться на деталях, выполнить задание без ошибок;
• неспособности вслушиваться в обращенную речь;
• забывчивости;
• неспособности доводить выполняемую работу до конца;
• неспособности организовать свою деятельность;
• рассеянности, отвлекаемости;
• избегание работы, требующей усидчивости;
• частой потере предметов, необходимых для выполнения заданий (карандаши, ручки, линейки, ластики и т. д.).
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ :
• суетлив, не может сидеть спокойно;
• не может играть в тихие игры;
• вскакивает с места без разрешения;
• бесцельно бегает, ёрзает, карабкается.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ:
• выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
• часто перебивает говорящего;
• не может дождаться своей очереди;
• конфликтный, бурно выражает своё недовольство.
Данные особенности поведения появляются в возрасте от 3-х до 7 лет, обнаруживаются не меньше, чем в двух сферах деятельности (дома, в играх, учёбе, продолжаются более 6-и месяцев.
КАК ЖЕ РОДИТЕЛЯМ НАЙТИ ПОДХОД К ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ? (продолжение статьи «Гиперактивный ребенок)
• Чаще хвалите ребенка, подчеркивайте даже незначительные успехи.
ПОМНИТЕ, что гиперактивные дети чувствительны к малейшей похвале.
• Чаще говорите "да", реже - "нет" и "нельзя". Определите для ребенка четкие рамки поведения (границы) : что можно и что нельзя и настойчиво придерживайтесь их.
• Разговаривайте спокойно, мягко, сдержанно.
• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Приемы пищи, прогулки игры, отход ко сну желательно совершать в одно и то же время. Поощряйте ребенка за соблюдение режима.
• Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к ещё большему ухудшению внимания и снижению самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.
• Оберегайте ребенка от переутомления, так как оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию подвижности.
• Избегайте контактов с другими гиперактивными детьми, больших скоплений людей, шумных мероприятий.
• Не разрешайте ребенку долго смотреть телевизор, играть за компьютером.
• Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.
• Избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку. Ставьте перед ним задачи, соответствующие его возрасту и способностям.
• Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующей концентрации внимания (складывание пазлов, срисовывание, списывание и др.).
• Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребенком его успехи дома и в ДОУ.
• Введите систему вознаграждения: балльную или знаковую. Можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями, давно обещанной поездкой, походом в кино и т. д.
• Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневные прогулки, физическая активность, спортивные занятия.
• Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать или сказать, пусть посчитает от 1 до 10 или сделает 3-5 глубоких
вдохов и выдохов.
• Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких результатов.
• Поддерживать его успешность в том, что получается у ребенка и терпеливо создавать зону ближайшего развития (обучать с любовью и пониманием).
• Дома создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок.
• Прививайте ребёнку интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей - найти те занятия, которые удавались бы ребёнку и повышали его уверенность в себе.
• Вызывающее поведение вашего ребёнка - это его способ привлечь внимание к себе. Проводите с ним больше времени: играйте, гуляйте, учите как правильно
общаться с людьми, вести себя в общественных местах, другим социальным навыкам.
• Следите за собой. Помните: ваше спокойствие - пример для ребёнка!
Удачи вам и терпения!