наталия сапожникова
Консультация «Гиперактивный ребенок»
Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляются СДВГ, включающий нарушения системы эмоциональной регуляции.
Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.
Выделяется комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:
• беспокойные движения в кистях и стопах;
• неумение сидеть на одном месте;
• легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
• нетерпеливость;
Публикация «Консультация „Гиперактивный ребенок“» размещена в разделах
• неумение доводить начатое до конца;
• очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;
• болтливость;
• неумение играть, разговаривать тихо и спокойно;
• отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;
• спонтанность и необдуманность действий;
• суетливость;
• несформированность мелкой моторики;
• малая продолжительность сна и трудности при засыпании.
Особенности поведения
1. Нарушение у ребенка общения и обучения.
У детей с синдромом гиперактивности повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко, настолько, что нарушает его деятельность. Ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетиться, отвлекается, его действия недостаточно целенаправленны, ему очень трудно выполнить несколько последовательных действий для достижения какой-то цели.
2. Поступки таких детей часто нося импульсивный характер (сначала делают, потом думают, могут быть безрассудными, иногда даже опасными для них самих (у них как бы недоразвит инстинкт самосохранения).
3. У такого ребенка сильно страдают объем и концентрация внимания.
Он может сосредоточиться на чем-либо лишь на несколько мгновений, легко отвлекается, непроизвольно переключая свое внимание на любой посторонний звук, на любое движение.
4. Гиперактивные дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально возбудимыми и неустойчивыми, что приводит к неумению управлять своим поведением в игре и общении, затрудняет контакты со сверстниками, приводит к агрессивному и деструктивному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать попавший ему в руки предмет, разорвать или смять свой рисунок).
Беда гиперактивного ребенка заключается не в том, что он не может вести себя правильно из-за специфических нарушений мозговых систем, регулирующих целенаправленное внимание и поведение.
Какую воспитательную стратегию нужно выбирать?
1. Необходимо организовать его образ жизни, деятельность и окружение, чтобы помочь ему в усвоении правил поведения, знаний и навыков.
Дети с гиперактивностью остро нуждаются в четкой организации своей жизни – такая организация должна не подавлять активность ребенка, а помочь ему управлять этой активностью на пользу себе и окружающим.
2. Гиперактивные дети нуждаются в ясных границах, определяющих допустимое поведение.
Нельзя «идти у них на поводу» - это приведет только к усилению хаоса. В тоже время нельзя требовать того, что им не под силу – это закономерно приведет к непослушанию, протесту, а самое неприятное, а самое неприятное – к отношению ребенка к самому себе как к плохому, непослушному.
3. Правила, предлагаемые гиперактивному ребенку, должны быть, ясными, насколько это возможно, немногочисленными.
Если что-то «нельзя», то запрет должен соблюдаться всегда, а независимо от настойчивости ребенка или маминого настроения.
Необходимо стремиться предупредить возможные проступки ребенка, чтобы свести к минимуму порицания и осуждения за них. Пока ребенок маленький, все ценные, опасные и хрупкие предметы должны находиться вне его досягаемости.
4. Ребенку необходим четкий режим дня, надо стремиться не нарушать обычный распорядок.
Из-за того, что у гиперактивного ребенка с трудом устанавливается суточный биоритм (плохо засыпает, тяжело просыпается по утрам, уровень активности в течение дня может непредсказуемо колебаться, то режим дня способствуют налаживанию внутреннего ритма.
5. Следует избегать чрезмерной стимуляции и перенапряжения ребенка.
Идея «утомить его как следует» приведет скорее к перевозбуждению, чем к расслаблению и хорошему сну. Обязательно должно отводиться время на отдых после игры, особенно связанной с повышенной физической активностью.
6. Беспорядок, раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребенка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания для того, чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильного дезорганизует внимание, мешает сосредоточиться.
Поддерживать порядок необходимо, только метод поручений и нотаций в этом случае совершенно не годится. Лучше убирать игрушки вместе, при этом поручения должны быть небольшими по объему. Пусть их будет несколько и предъявляются они не все сразу, а по мере выполнения предыдущего – например «сейчас я расставлю все игрушки, а ты пока собери конструктор в коробку» и т. п.
Дома желательно свести к минимуму резкие звуки, шум; громко или напряженно выяснять отношения при ребенке. Детям с гиперактивностью необходимо ограничивать сильные впечатления (цирк, гости, длительные походы по магазинам).
7. Для гиперактивных детей недопустима вседозволенность, они нуждаются в четком определении правил поведения в твердом пресечении недопустимого поведения (взять ребенка за руку или на руки, отвести в спокойное место, дать остыть и лишь после этого продолжить (или прекратить – смотря по обстоятельствам) деятельность, которой был занят ребенок).
8. Необходимо поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка (одобрительные слова, ласка, награждение звездочками или другими символами).
9. Занятия с ребенком необходимо строить так, чтобы его деятельность оказывалась успешной, а поставленная цель – достигнутой.
Очень важно, чтобы ему было интересно то, что он делает, понятно, что это, зачем, что предполагается получить в результате. Свободное творчество в любой деятельности – прекрасное занятие, однако гиперактивного ребенка необходимо научить также делать что-то по образцу, повторять при необходимости уже проделанные действия, получать результат, соответствующий поставленной цели, оценивать его.