Ирина Нестерова
Гиперактивность. Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком
▼ Скачать + Заказать документы
«Гиперактивность, правила поведения родителей с гиперактивным ребенком»
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком.
Публикация «Гиперактивность, Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Гиперактивность у детей способствует возникновению трудностей в освоении чтения письма, счета. Наблюдается задержка в психическом развитии на 1.5–2 года. Недостаточно развита внутренняя речь, которая должна контролировать социальное поведение. У них слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель поведения, выгодная для них, а поэтому трудноисправимая.
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия:
обеспечение эмоционального нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок;
соблюдение режима дня и достаточное время для сна;
соответствующая медикаментозная поддержка;
разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, воспитателей и родителей.
Дефицит активного внимания:
1. непоследователен;
2. не может долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;
3. невнимателен к деталям;
4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;
5. плохо слушает, когда к нему обращаются;
6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
7. испытывает трудности в организации;
8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;
9. легко отвлекается;
10. часто сменяет деятельность;
11. часто бывает забывчив;
12. легко теряет вещи.
Двигательная расторможенность:
1. постоянно ерзает;
2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т. д.);
3. часто совершает резкие движения;
4. очень говорлив;
5. быстрая речь.
Импульсивность:
1. начинает отвечать, не дослушав вопрос;
2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);
4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);
5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком :
• поддерживать дома четкий распорядок дня;
• выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
• автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
• отвлекать ребенка в случае капризов : предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность;
• задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
• сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
• оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
• не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
• не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
• не приказывать, а просить (но не заискивать);
• не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
• Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
• Делить работу на короткие периоды. Использовать физкультминутки.
• Снизить требования к аккуратности в начале работы.
• Сидеть рядом с ребенком во время занятий. Использовать тактильный контакт.
• Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
• Поощрять сразу же, не откладывая на будущее.
• Предоставлять возможность выбора.
• Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!
Ограничения:
1. Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.
2. Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.
3. Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.
4. Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.