Оксана Грибанова
Дидактическая игра «Геометрический планшет»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Грибанова О. А.
Цель пособия: развитие логического мышления, позновательно-математических способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать умения ориентироваться на плоскости;
2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлениями окружающего мира и его абстрактными изображениями;
Публикация «Дидактическая игра „Геометрический планшет“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
3. Развивать мелкую моторику и координацию движения рук;
4. Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение;
5. Развивать интерес, любознательность, внимание, наблюдательность и самостоятельность;
Описание игры:
Геометрический планшет — это поле из деревянной доски размером 27х20 см с 88 кнопками по всей площади для рисования резиночками.
Данная игра подойдет для развития детей от 3 лет и до 7 лет, в зависимости от сложности задания.
Ход игры:
1. Познакомить детей с игрой, показать как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резиночки
2. Показать, что можно сделать геометрические фигуры, предметы и т. д.
3. Научить с помощью линий передавать простейшие сюжеты (капает дождик, дом у реки и т. д.)
4. Затем добавляются упражнения «оживления фигур»-на поле изображаются квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается (к прямоугольнику добавляется круг, получается автобус).
5. Формировать умение ребенка «читать схему», выкладывать рисунки по уже готовым схемам.
Варианты игр:
Игра «Цифры играют в прятки»
Цель: закрепление знаний цифр, работы со схемой, развитие моторики рук, творческого воображения, внимания.
Описание игры: Детям предлагается вспомнить, какие цифры они знают. Задумать любую из цифр. Выложить ее на планшете одним цветом, а затем «спрятать», превратить с помощью резиночек и геометрических фигур во что-либо. По готовности ребёнок представляет всем получившееся изображение, а остальные участники разгадывают, какая цифра «спрятана».
Игра «Чудесные превращения»
Цель: развитие творческих способностей, воображения, меткой моторики рук.
Описание игры: «Оживляем» геометрические фигуры : на поле изображается квадрат, прямоугольник или треугольник, линия прямая или ломаная, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картина «дорисовывается», например, прямоугольнику добавляются круглые колеса, квадратные окна и получается автобус.
Дети рассказывают, во что превратилась фигура.
«Занимательные задачи»
Цель: составление геометрических фигур с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон)
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется резиночек, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек.
• Составить 2 равных квадрата с помощью 7 палочек.
• Составить 3 равных треугольника с помощью 7 палочек.
• Составить 4 равных треугольника с помощью 9 палочек.
• Составить 3 равных квадрата с помощью 10 палочек.
• С помощью 5 резиночек составить квадрат и 2 равных треугольника.
• С помощью 9 резиночек составить квадрат и 4 треугольника.
Игра «Узор по образцу»
Цель:
Развитие способностей выкладывать узоры по образцу.
Описание игры:
Воспитатель дает ребёнку планшет, просит сосчитать штырьки, а потом, взяв резиночки (небольшое количество, показывает, как натягивать резинки на штырьки. Необходимо объяснить ребёнку, что сначала цепляем резиночку за штырёк, а потом тянем снизу вверх или слева направо. Обратите его внимание, что это можно делать не только по прямой, но и наискосок, разворачивая резинку; что резинок может быть не одна, а две, три, де еще разного цвета - пусть ребенок попробует пофантазировать.
В процессе игры можно практиковать счё т: сколько штырьков внутри фигуры, сколько по периметру. Как вариант условно делим готовый планшет пополам. С одной стороны «рисует» воспитатель, с другой – ребенок повторяет рисунок воспитателя.
Игра «Пространственное ориентирование»
Цель:
совершенствование умений ориентироваться в пространстве (вверху, внизу, слева, справа); закрепление названий геометрических фигур, цвета и величины.
Описание игры:
Расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких: красный и синий и т. д. ; расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции ; Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете? Задание можно разнообразить, давая детям задания ; Какая фигура справа от квадрата?; Какого цвета треугольник снизу?; Сколько треугольников сверху?; Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы.
Игра «Часть и целое»
Цель:
развитие глазомера; формирование понятий о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формирование умений называть части; сравнение целого и частей.
Описание игры:
Воспитатель выкладывает на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Затем предлагает ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.
Игра «Большой-маленький»
Цель:
Формирование умений сравнивать предметы по величине, используя прилагательные «больше», «меньше».
Описание игры:
Воспитатель «рисует» маленький домик, елочку, снежинку, и предлагает ребенку рядом изобразить большой домик, звездочки, снежинку и т. д.
Игра «Столбики»
Цель:
Формирование умений сравнивать предметы по величине, используя прилагательные «выше», «ниже».
Описание игры:
Воспитатель «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т. д.