Папки-передвижки

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Надежда Скворцова
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Гендерное воспитание понимается сегодня как организация педагогического процесса с учётом половой идентичности и специфики развития каждого ребёнка в процессе его полоролевой социализации. Учёт гендерных особенностей детей – важнейший аспект здоровьесбережения.

Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей : девочки стараются быть сильными, грубыми, агрессивными, а мальчики, напротив, избирают «слабый», так называемый женский, тип поведения. У детей формируются неадекватные или недостаточно чёткие гендерные установки, личностные качества и модели поведения.

Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах

К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая» (за редким исключением, доказательством чему являются следующие факты:

- содержание детской деятельности и формы её организации не ориентированы на специфические потребности, интересы, уровни активности девочек и мальчиков;

- единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности /отдыха у девочек и мальчиков;

- гигиенические, спальные, игровые комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;

- питание не дифференцировано по ассортименту и времени приёма пищи (однако этот факт имеет отношение в большей степени к индивидуальным особенностям детей).

Кроме того, российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели- женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков. В результате не только заметно страдают мальчики, но и девочки получают искажённое представление о гендерном поведении мальчиков, оценивают его как «плохое», «неправильное», «не такое, как надо». Как результат, уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие индивидуальности как девочек, так и мальчиков (хотя, на первый взгляд, кажется, что девочки находятся в более выигрышной ситуации).

В настоящее время особенно актуально проведение гендерных исследований, что нашло своё отражение в проекте концепции Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» (1998) и Гендерной стратегии Российской Федерации (2003).

Уникальным средством формирования гендерных моделей и стилей поведения выступает игра и, прежде всего, игра сюжетно- ролевая, в которой каждый ребёнок примеряет на себя различные роли, в т. ч. гендерные, и приобретает широкий опыт общения в соответствии со своей гендерной принадлежностью. Девочки учатся брать на себя роль мамы, бабушки, хозяйки дома, врача, парикмахера, повара и многие другие.

В содержании образовательной работы с детьми до семи лет недостаточно учитываются гендерные особенности мальчиков и девочек. Девочки порой лишены скромности, терпимости, нежности, стремления к мирному урегулированию конфликтов.

Мальчиков и девочек нельзя воспитывать и обучать одинаково. Биологические половые различия серьёзно влияют на их эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода к организации деятельности мальчиков и девочек во всех областях, в том числе и при организации двигательной деятельности.

Двигательную активность мальчиков отличают:

- простота, угловатость;

- силовой, атлетический стиль;

- чёткая целенаправленность;

- отсутствие эстетической завершённости;

- элементы атаки, нападения, преследования;

- преобладание «силового» стиля.

Двигательную активность девочек отличают:

- пластичность, плавность;

- эстетическое богатство (мимика, жесты);

- осторожность, пассивность;

- связь с музыкой, танцами;

- преобладание «координационного» стиля.

Учёные выявили, что в процессе подвижных и спортивных игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно- силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Если дать мальчикам мяч, они чаще пытаются играть с ним в футбол, и, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки чаще всего начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Следует обращать внимание на распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчёлки).

ЛИТЕРАТУРА:

1. И. А. Лыкова, Е. И. Касаткина «Играют девочки». Москва, 2013г.

2. В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров «Развивающая педагогика оздоровления». Москва, 2000г.

3. Т. Е. Харченко «Спортивные праздники в детском саду». Москва, 2013г.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «Гендерное воспитание дошкольников». Разница в общении с мальчиками и девочками. Мальчики. Обычно не следят.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников)Стенгазета «Мы — помощники!» (гендерное воспитание дошкольников) Гендерное воспитание дошкольников является одним из направлений методической работы в нашем детском саду. Очень большая и емкая работа ведется.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2021 в 13:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Скворцова (УИ 952120) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД