Ирина Дубова
Гендерные особенности готовности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в мировой психолого-педагогической науке множество работ посвящено изучению гендерных особенностей детей дошкольного возраста. Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи при подготовке детей к школе необходимо учитывать гендерные различия детей дошкольного возраста. Так как традиционно проблема психологической готовности детей к школе рассматривается вне их индивидуальности и половой принадлежности. Однако в реальной практике данный факт нельзя не учитывать. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Все это указывает на необходимость учета гендерных особенностей детей дошкольного возраста при разработке дифференцированных программ для подготовки к обучению в школе мальчиков и девочек с учетом их интеллектуальных и эмоциональных особенностей.
В процессе анализа научных трудов Е. Н. Каменской, И. С. Клеиной, Т. П. Хризман и других были выделены следующие гендерные особенности детей дошкольного возраста.
Публикация «Гендерные особенности готовности к школьному обучению» размещена в разделах
Гендерные различия в интеллектуальной сфере:
У мальчиков лучше развиты пространственно - визуальные навыки, пространственное мышление формируется уже к шести годам, мальчики хорошо работают с картами, схемами, математическими формулами, имеют более развитый внутренний план действий, то есть в своем воображении способны поворачивать объекты в пространстве и ими манипулировать. У девочек раньше и полнее вызревают речевые навыки, быстрее формируется запас слов, при решении даже математических задач они используют вербальные средства.
Существенные различия между девочками и мальчиками обнаруживаются в развитии внимания. По сравнению с девочками у мальчиков оно более неустойчивое, период включаемости более продолжительный. У девочек усиливается внимание и осмысление при эмоциональной окрашенности информации, для мальчиков эмоциональность подачи материала должна быть умеренной, так как они более нацелены на смысл воспринимаемой информации. Обнаружено преимущество девочек по избирательной устойчивости, объему и произвольности внимания. О. Ю. Ермолаева утверждает, что свойства внимания у мальчиков и девочек по-разному влияют на успешность их учебной деятельности. Если у мальчиков успешность в деятельности связана с объемом и распределением внимания, то у девочек успешность определяется его устойчивостью.
Существенные различия обнаружены еще по одному психическому процессу, входящему в структуру интеллектуальной готовности, – памяти. Исследования вербальной памяти, проведенные Э. Маккоби и К. Жаклин, свидетельствуют, что девочки лучше запоминают материал, предъявляемый на слух, это касается и отдельных слов, и предложений, и целых рассказов (смысловая память, а также демонстрируют превосходство по запоминанию имен и по богатству словесных ассоциаций; преимущества женской памяти наблюдаются тогда, когда используется вербальная информация. Исследование Н. Л. Горбачевской показало, что зрительная память в старшем дошкольном возрасте лучше развита у мальчиков.
Одним из важнейших структурных элементов интеллектуальной готовности являются речевые способности. Речевая деятельность девочек осуществляется в основном посредством активного использования разнообразных лексических средств, тогда как речь мальчиков - посредством сложных грамматических операций. По данным Э. Маккоби, речь девочек по сравнению с мальчиками отличается активным использованием прилагательных, быстрым увеличением лексикона и употреблением большего числа повествовательных предложений.
Гендерные различия в эмоционально - волевой сфере:
У девочек лучше развит социальный интеллект, они менее тревожны и агрессивны. При этом они более эмоциональны и импульсивны, самолюбивы и обидчивы. Лучше мальчиков понимают эмоциональное состояния других. Нуждаются в эмоциональной поддержке. Имеют тенденцию остро реагировать на замечания и легко расстраиваются. Мальчики более рациональны и менее импульсивны. Они более спокойно относятся к похвалам и порицаниям. Их труднее растрогать, рассмешить или заставить плакать. Менее самолюбивы и обидчивы, чем девочки. Более независимы от родителей и самостоятельны в поведении. Реагируют, прежде всего, на содержание и справедливость замечания. Произвольность процессов и действий выше. Агрессивность выше, чем у девочек, а стресс обучения переживается глубже.
Гендерные различия в мотивационной сфере:
Девочки, будучи ориентированными на усвоение социально желательных форм поведения, воспринимают учебную деятельность как нечто само собой разумеющиеся и осознанно противопоставляют ее игровой деятельности, тогда как мальчики два этих вида деятельности не разделяют. Они раньше проявляют интерес к учебной деятельности. Умело используют опыт предыдущего обучения. У них сформировано желание занять новую социальную позиции ученика. Девочки более комфортны, внушаемы, дисциплинированны, обучаются более успешно. Мальчики же не разделяют учебные и игровые мотивы, в их мотивационной сфере преобладают внешние, игровые и оценочные мотивы. В школьном обучении их больше привлекает новый статус практически взрослого человека.
Гендерные различия в коммуникативной сфере:
Девочки значительнее чувствительны к похвале и к межличностным отношениям, чем мальчики. Теряются в непривычной обстановке и реже проявляют инициативу в общении со сверстниками. Чаще обращаются к старшим с просьбами и жалобами. Имеют более узкий круг интересов. Мальчик хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке. Легче приспосабливаются к обстоятельствам. Им важнее что-то делать, чем просто общаться. Обычно не склоны обращаться к взрослому с просьбами или жалобами. Уступают в дисциплине.
Таким образом, можно говорит о различии психологической готовности к обучению в школе мальчиков и девочек детей старшего дошкольного возраста.
Более того многие исследователи в своих работах, не просто указывают на наличие различий психологической готовности к обучению в школе мальчиков и девочек, а делают акцент на то, что существует разница и в уровне этого развития. Результаты сравнения готовности к школе мальчиков и девочек 6—7 лет убедительно свидетельствуют о лучшей психологической готовности к школе девочек. В частности, они имеют лучше развитый вербальный компонент интеллекта, больший объем и устойчивость долговременной зрительно-пространственной памяти, более совершенную зрительно-моторную координацию и хорошо сформированную произвольность общения и поведения. Помимо этого девочки, будучи ориентированными на усвоение социально желательных форм поведения, воспринимают учебную деятельность как нечто само собой разумеющиеся и осознанно противопоставляют ее игровой деятельности, тогда как мальчики два этих вида деятельности не разделяют. У девочек лучше развит социальный интеллект, они менее тревожны и агрессивны, а значит, у учителя с ними будет гораздо меньше проблем, чем с мальчиками. В адаптации к учебной деятельности девочки также характеризуются как более успешные. Они лучше своих сверстников понимают объяснения учителя, умеют организовать собственную деятельность на уроке и характеризуются положительным отношением к школе.