Сератирова Клавдия
Гендерное воспитание дошкольников в калмыцкой семье
▼ Скачать + Заказать документы
Издревле рождение мальчика у калмыков считалось благой кармой - с н йор. И каждая калмыцкая семья ставила перед собой цель – воспитать из него настоящего мужчину (йоста залу к н). Не зря ведь старики-калмыки, придерживаясь древнего обычая, спрашивают у ребёнка не его имя («нернчн кемб?», а имя отца («кен к в мч?») Мужчина в доме - дом полон, без хозяина - дом осиротел - гласит народная мудрость. Как только в кибитке раздавался крик новорожденного, извещали отца, который, узнав о рождении сына, радостно кидал шапку в воздух. Уже по одному этому знаку весь хотон знал – у человека родился сын (а если дочь, шапку кидали наземь). В знатных семьях в честь рождения сына вывешивали справа от косяка двери знамя жёлтого цвета. Следуя поверью, закрывали полы кибитки, чтобы жизнь и дальнейшая судьба мальчика были связаны с родительским очагом, с родовыми традициями (при рождении девочек полы кибитки, наоборот, приподнимали). Сын – это наследник своего отца, его верный помощник, продолжатель его дел. Он обеспечивал спокойную старость родителям, заботился о них. От его силы, умения, знаний и, конечно, авторитета зависели благополучие и сила семьи, всего рода. Исстари в калмыцких семьях мальчиков и девочек традиционно воспитывали по-разному. Будущий мужчина должен был многому научиться: работать, думать, брать ответственность за себя и других. Мальчика уже в 3 года сажали на коня без седла, а в 5-6 лет доверяли самостоятельно пасти скот. С десяти лет он становился помощником отца: рыл вместе с ним колодцы, пас скот, приучался переносить холод, зной и всякие лишения. В этом возрасте подросток отличался удалью в наездничестве и выделывал на коне такие ловкие «штуки», что позавидовал бы любой вольтижёр. Из поколения в поколение калмыки передавали из уст в уста «Десять достоинств настоящего мужчины». Эти заповеди нацеливали на идеал совершенного мужчины, их используют в воспитательной работе наши педагоги. Думается, что современным родителям и их детям полезно познакомиться с основными положениями этих «десяти достоинств» :
Публикация «Гендерное воспитание дошкольников в калмыцкой семье» размещена в разделах
1) В учении мудрец - Номд мергн. Одним из важнейших мужских качеств считался ум. Умный человек никогда не живёт одним днём. Он всегда знает, что будет завтра. Он стремится получить ум в обучении.
2) В работе - мастер - лд урн. Настоящий мужчина – человек умелый. Мужчине любая работа должна быть по плечу.
3) Во сне чуток - Н рт сергг. Мужчина не должен быть засоней. Недаром говорят: кто рано встаёт, тому Бог даёт. Да и когда кочевнику-скотоводу спать?
4) В бою герой - Д нд баатр. Глава семьи - защитник Родины. Мужчина должен быть смелым и ловким.
5) В словах мудрость - гд цецн. Словами мужчина не должен разбрасываться. Считалось позором, если он дал слово и не выполнил.
6) В океане пловец - Далад усч. Мужчина должен уметь находить выход из любой сложной ситуации.
7) Перед высшими не льстец - Деедт зу у уга. Настоящего мужчину украшает скромность. Никогда самодостаточный хозяин не позволит поставить себя выше других, унизить кого-либо, хвастать, не будет унижаться перед сильными и богатыми.
8) К низшим ласков (снисходителен, внимателен) - Мууд ээлт
9) В состязаниях быстр - Мар анд шудр у. Калмыку полагалось быть сильным и ловким. У калмыков издавна культивировалась борьба, как обязательный национальный вид спорта. Выдержка, стойкость, терпение, ловкость, сила духа, реально рассчитывать свои силы, уважительное отношение к сопернику – вот что даёт калмыцкая борьба. И таким стремился стать каждый.
10) На праздниках весел - Х рмд байрта. Хорошего человека видно с детства, добрый конь виден в жеребёнке - гласит калмыцкая мудрость. В народе веками собирали эти нехитрые истины. Из поколения в поколение передавалась память о героизме наших предков. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтические образцы героизма. Сейчас гораздо чаще можно услышать, что рисковать собой во имя высоких идеалов, по меньшей мере, неразумно. Но в душе каждого мальчика живёт смутный образ настоящего мужчины. Это заложено самой природой, и для нормального развития мальчишкам необходимо, чтобы этот образ постепенно становился реальностью, находя своё воплощение в конкретных людях. Стоит отметить, что педагоги нашего дошкольного учреждения нередко используют в своей работе воспитательный потенциал народной педагогики. Воспитание подростков строится на примерах героев эпоса «Джангар», воинов-калмыков, участников Отечественной войны 1812 года Сербеджаба Тюменя и Джамба Тайши Тундутова, героев Великой Отечественной войны Оки и Басана Городовиковых, Эрдни Деликова, Героя России Баатра Гиндеева и других достойных земляков. В старину, впрочем, как и сейчас, родители воздействовали на своих детей, прежде всего, личным примером. Считалось, что сын «считывает» поведение и характер отца, а дочь – матери. Не зря говорят, что «у отца задиры – сын драчун», «отец и сын катаются в одной повозке», «по отцу - и сыновья». И это лучший вариант, когда мальчиком в большей степени занимается отец. Ведь ребенок воспринимает отца как некий идеальный образ для себя. Пусть они будут неразлучны, вместе строгают, чинят, отдыхают. Отец водит сына в спортивную секцию, тренирует, вникает в его проблемы. В неполной семье этим может заниматься дед, дядя, старший брат, наконец, сосед, имеющий сына-сверстника. Мальчика растят великодушным, крепким, с чувством долга и ответственности перед самим собой, перед родителями, женщиной, будущими детьми, Родиной, памятью предков.