Екатерина Кухарь
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Важность гендерного подхода невозможно переоценить уже в дошкольном детстве. Особенно ценно то, что ребенок, поступая в дошкольное учреждение с первых дней будет учиться гендерной идентичности. Приобретет модель поведения, свойственную тому или иному полу, а так же, научиться определять свою гендерную принадлежность.
Публикация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель гендерного подхода - дать образование мальчикам и девочкам, которые в равной степени самореализуются. Формирование соответствующей гендерной модели поведения, это ни что иное, как опыт ребенка, приобретаемый им с годами своего развития.
С 3 до 4 лет ребенок способен отличать по основным признакам мальчиков от девочек, но перестает связывать его с рандомными признаками, длина волос, прическа или одежда. В данном возрастном отрезке дети пытаются определять и разделять роли категорично по полу или игры, в которые можно играть всем вместе. Таким образом девочки играют с куклами, а мальчики с машинками, чуть позже они начнут объединяться. Так начнут формироваться ценностные половые ориентиры и специфичное поведение, согласно половому признаку. Начнется планомерное становление социальных ролей мужчин и женщин, опираясь на опыт наблюдения за родителями.
К 5-6 годам дети твердо знают свой пол и осознают его особенности по большому счету. Градациядетей в игре или согласно поручений станет неизбежной тематической конвой гендерного развития и воспитания. Дети начинают подражать умениям женщин и мужчин в игре, применяя их в процессе сюжетно-ролевой или режиссерской игры. Дети играют в то, что видят, подражая своим родительским отношениям.
В этом возрасте дети понимают, что не только они сами, но и все вокруг меняются, и в связи с этим дети задают вопросы о детстве своих родителей, бабушек и дедушек. Дети этого возраста ищут примеры для подражания, которые могут стать не только настоящими и фантастическими героями, но и взрослыми в детской среде.
Коммуникативные игры способствуют формированию у детей гендерных характеристик, а так же понимание и уважение к противоположному полу, развитию чувства взаимопомощи и поддержки, культуры взаимоотношений с противоположным полом, особенности игровых ситуаций как нельзя лучше помогают им в этом. Ведь не стоит забывать, что ведущий вид деятельности в дошкольной образовательной организации это игра.
Кроме того, к имеющемуся опыту прибавятся и их наблюдения за родителями или людьми старшего возраста. Придет осознание того, что в зависимости от гендерной принадлежности, сформируются предпочтения и интересы.