Светлана Айкашева
Гендерная идентичность как направление совместной образовательной деятельности с детьми и родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Восточная мудрость гласит «Дети – это не дети своих родителей. Это дети своего времени». Только время это движется в никуда, отрезая пути настоящему в будущее. Почему сегодня, когда возрождаются идеи полового воспитания и просвещения, так много появилось юношей и девушек, которые не могут идентифицировать себя с каким-либо полом, не готовых и не желающих быть мамами и папами. Наверное, это происходит потому, что мы перестали воспринимать решение задач и проблем полового и полоролевого воспитания как интимных вопросов семейной жизни, связанных с переступанием через табу, заложенные в нашей культуре. Мы перестаём понимать и осознавать половое воспитание детей как часть нравственного воспитания детей – просто потому, что постепенно уходит в никуда само нравственное воспитание. Поэтому проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Гендерная идентичность как направление совместной образовательной деятельности с детьми и родителями в ДОУ» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», тесно связанная с формированием семейной и гражданской идентичности, а не с вопросами полового и полоролевого воспитания, как это было раньше. Своё отношение к ребё нку мы подчас подчиняем выработанным педагогическим правилам и стереотипам: «Ребёнок в 2 года должен уметь…» И все силы мы бросаем на то, чтобы умел. А какой ребёнок мальчик или девочка? Такой вопрос обычно даже не ставится. Но мозг мальчиков и девочек работает не одинаково.
Мы можем сказать, что у мальчиков и девочек по-разному происходит познание мира обучения, разная реакция на оценку взрослых, есть особенности в эмоциональной сфере, мышлении, поведении.
Познание мира и обучение. Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, продуктивнее работают, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения и оформления невелики. Женщины обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но требования к исполнительной части задания велики.
Стратегия обучения в дошкольном учреждении и школе чаще всего рассчитаны на девочек т. к. учат и тех и других чаще всего женщины, а у них другой тип мозга и другой тип мышления. На занятиях девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики раскачиваются долго, они пика работоспособности, когда самое важное уже объяснено, поэтому часто возможности усвоить материал для мальчиков оказываются низкими. Мальчик в такой ситуации старается уйти из-под контроля взрослого, не подчиняться ему, т. к. адаптироваться к несвойственным ему видам деятельности мальчику трудно. Взрослым нужно учитывать эти особенности психики мальчиков.
Эмоциональная сфера девочек и мальчиков. Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек реакция более продолжительная, мозг девочек как бы поддерживается в состоянии готовности к последующим действиям. Мальчики же быстро снимают напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
Реакция на оценку взрослого. Речевая оценка взрослого также по-разному воспринимается девочками и мальчиками. Мальчикам важно, что конкретно, в какой момент в их деятельности оценивается, а для девочек важно кто их оценивает и как, т. е. им важно какое они произвели впечатление. Поэтому для мальчика не имеют смысла оценки типа «я тобой недоволен», мальчик должен знать, чем конкретно вы недовольны. Если вы решили за что-то отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь в чём её ошибка.
Мышление. У девочки лучше развиты речь и словесно-логическое мышление, у мальчиков – пространственное и образно-логическое мышление. Поэтому девочкам лучше даются манипуляции с формулами, а мальчикам с геометрическими фигурами. Эти особенности мышления можно проследить в рисунках детей. Мальчики чаще изображают технику во всех деталях и подробностях. Девочки обычно рисуют людей (принцесс) в том числе и себя.
Когда мы начали изучать тему «Гендерный подход к детям в д/с» так же как и многие коллеги обратили внимание на использование маркеров в развивающей среде группы (цвет, метки). Но изучив более подробно соответствующую литературу по формированию гендерной идентичности, сделали вывод, что столь важно какого цвета полотенцем будет пользоваться ребёнок, на какой кровати будет спать, отмеченной цветочком или машинкой. Так как семья является главным фактором в становлении гендерной идентичности, мы решили построить свою работу так, чтобы родители поменяли свою значимость и влияние на формирование ребёнка. Гендерная устойчивость зависит от:
• Отношения родителей к ребёнку
• Характера родительских установок
• Привязанности матери к ребёнку
• Роли отца в воспитании ребёнка
Стараемся правильно организовывать режимные моменты, с учётом гендерного подхода.
Приём детей в детский сад. Если мальчик переживает или плачет утром переключаем его на игру со сверстниками, отвлекаем игрушкой, предлагаем проверить все ли машинки исправны т. к. мальчики любят заниматься продуктивной деятельностью. Девочек просим о какой-либо помощи т. к. очень любят помогать и хотят услышать «Ты – настоящая помощница! Спасибо тебе!».
Организация прогулки. Обращаем внимание мальчиков на то, что девочкам можно помочь застегнуть пуговицы, замок, завязать шарф, помочь снять сапоги. Воспитываем заботливое, внимательное отношение к окружающим девочкам, не забывая напоминать о заботе в семье к маме, папе, младшим братьям и сёстрам.