Комарова Любовь
Где начинается эмпатия или надо ли развивать эмпатию у дошкольников?
▼ Скачать + Заказать документы
ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ ЭМПАТИЯ ИЛИ НАДО ЛИ РАЗВИВАТЬ ЭМПАТИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ?
Помните «золотое правило» — вести себя с другими так,
как вы хотели бы, чтобы вели себя с вами? Так вот, оно
устарело и говорит, как раз о неразвитом эмоциональном интеллекте. Вместо этого пора применять «платиновое правило» : обращаться с окружающими так, как это нужно им самим.
Дэниел Гоулман
Публикация «Где начинается эмпатия или надо ли развивать эмпатию у дошкольников?» размещена в разделах
В настоящее время педагоги все чаще говорят о развитии эмоционального интеллекта, сопереживания, эмпатии у детей дошкольного возраста. Стремление родителей поскорее научить детей читать и писать, нехватка времени на полноценное общение с ребенком и замена его гаджетами приводить к тому, что у ребенка возникают проблемы в общении, в установлении позитивного взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. На желания, переживания, эмоции ребенка взрослые обращают мало внимания. Но без развития эмоциональной сферы не научиться конструктивно взаимодействовать в социуме, не стать успешным и счастливым человеком.
Эмоциональный интеллект включает в себя следующие компоненты:
1. Умение осознавать и называть свои чувства, эмоции и переживания.
2. Способность управлять своим поведением, принимая во внимание испытываемые эмоции.
3. Эмпатия и сопереживание, умение понимать чувства и мотивы других людей.
4. Построение взаимодействия с другими людьми на основании их переживаний.
Такой порядок не случаен: если с первым пунктом проблемы, то и все остальное дается с трудом.
Эмоциональный интеллект начинает развиваться уже с рождения, и в его формировании важную роль играют взаимоотношения с родителями. Именно они во многом определяют, насколько хорошо дети научатся различать эмоции и управлять ими. Так, игнорирование чувств ребенка, их обесценивание или даже запрет определенных эмоций (например, гнева) приводит к неумению понимать себя и адекватно выражать свое отношение к разным ситуациям. Таким ребятам гораздо сложнее найти свое место в социуме, завоевать популярность среди сверстников и учителей, научиться отстаивать свои интересы. А вот если родители уделяют переживаниям ребенка достаточно внимания и учат его определять испытываемые эмоции, это дает ему большую свободу и улучшает его навыки межличностной коммуникации. (3)
Таким образом работа по формированию эмоционального интеллекта в целом и эмпатии в частности, начинается с раннего детства.
М. Хоффман выделил четыре стадии в формировании эмпатии. В течение этих четырех стадий дети становятся способными понимать и реагировать соответственно переживаниям других. Первая стадия — «глобальная эмпатия». Эта стадия начинается в младенчестве, когда ребенок еще не может дифференцировать себя от других. Младенец реагирует «реактивным или заразительным криком» в ответ на крик другого ребенка. Из этого следует, что ребенок способен испытывать эмпатический дистресс еще до того, как у него появляется способность дифференцировать себя от других. Вторая стадия, «эгоцентрическая эмпатия», охватывает период второго года жизни, когда ребенок начинает демонстрировать общее понимание эмоций других людей. Но хотя он может испытывать сочувствие и может пытаться успокоить человека, он сделает это тем способом, который успокоил бы его в схожих обстоятельствах. Третий период — «сочувствие к переживаниям других» — это период 2–3 года жизни. У ребенка появляется глубокое понимание своих собственных чувств, также, как и чувств других. Они более склонны к проявлению способности к принятию роли и действиям, которые согласуются с нуждами других и могут контрастировать с их собственными. Они также имеют больший словарный запас и начинают выражать сочувствие вербально. Четвертая стадия «сочувствие к общему состоянию другого человека». Начинается период в позднем детстве или в ранней юности, когда у детей полностью разовьется способность видеть себя как самостоятельную личность, независимую от других. (1)
Таким образом в дошкольном возрасте у ребенка появляется способность поставить себя в положение другого, с отделением себя и сверстника как самостоятельных партнеров общения и переживания. Формирующаяся у ребенка под влиянием опыта общения и коллективной деятельности способность сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали, как свои собственные, приводит к аффективной децентрации.
Такая эмоциональная децентрация обеспечивает возможность эмоционального переключения ребенка со своих собственных переживаний на переживания другого, осуществляемого сначала в непроизвольной форме, а затем проявляющегося в осознанном изменении поведения в результате сопоставления и интеграции позиций, отличных от его собственной. Именно этот механизм лежит в основе возникновения и развития у детей дошкольного возраста эмпатии.
Впервые динамику протекания эмпатийного процесса в дошкольном детстве выделил А. В. Запорожец, и выглядит она следующим образом: от сопереживания к сочувствию и к реальному содействию. (4)
Многие современные исследователи рассматривают эмпатию у детей дошкольного возраста как результат социализации, наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения с другими людьми.
Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоцио-нальных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.
Содействие — комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. (2)
Возраст 5-7 лет является сензитивным в развитии эмпатических переживаний. Отмечено, что эмпатия сближает в общении, способствуя его доверительному уровню. Поэтому, дети, которые способны, сочувствовать, сопереживать, искренне радоваться достижениям другого, легче адаптируются к социуму, свободнее контактируют со сверстниками, их чаще принимают в игру. (4)
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, в том числе у него формируются «высшие чувства» : интеллектуальные, моральные, эстетические. В процессе освоения моральных, нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. (5)
Духовно-нравственное развитие дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. Следовательно, задача взрослого формировать у ребенка привычку нравственного поведения, как еще один путь развития эмпатии. (5)
Таким образом главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать, называть, осознавать эмоциональные состояния свои и окружающих людей; дать представление о способах выражения эмоций (мимика, жесты, пантомимика, слово, а также учить управлять своими чувствами и эмоциями. (2)
Литература:
1. Басова А. Г. Формирование эмпатии // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 631-633. — URL https://moluch.ru/archive/52/6898/ ( дата обращения: 05.02.2020).
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций пособие для практических работников ДОУ. - М: Айрис-Пресс, 2006 – 146с.
3. Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше, чем IQ» — Манн, Иванов и Фербер, 2017
4. Кутузова А. П. Психологические особенности развития эмпатии у старших дошкольников https://studfile.net/preview/6020762/
5. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум детского психолога Издание пятое. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 – 315с.