МААМ-картинки

Газета для детей и заботливых родителей по формированию элементарных математических представлений «Почемучка»

Татьяна Петрова
Газета для детей и заботливых родителей по формированию элементарных математических представлений «Почемучка»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор – составитель:

Т. Ф. Петрова

Уважаемые – читатели: дети и взрослые (родители и педагоги, перед вами газета «Почемучка».

В газете будут странички для детей, где они найдут интересные задания и веселые раскраски, головоломки, ребусы, странички для мам и пап, на которых будут размещены советы по формированию элементарных математических представлений, развитию мышления, памяти, и еще много интересного и полезного.

Публикация «Газета для детей и заботливых родителей по формированию элементарных математических представлений „Почемучка“» размещена в разделах

Несколько советов:

- Не выполняйте с ребёнком сразу все задания.

- Выполнение заданий должно приносить радость ребёнку.

- Заинтересовывайте ребёнка, но не заставляйте.

Более лёгкие задания предлагайте выполнить самостоятельно, а сложные выполняйте вместе, ребёнку очень нужна ваша помощь и поддержка.

- Не говорите ребёнку, что он выполнил задание неправильно, удерживайтесь от обидных замечаний, фиксируйте внимание на успехе, радуйтесь ему вместе с ребёнком.

Успехов Вам и вашему ребёнку.

Значение элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста

«Детская математика учит на простых

умственных играх развивать свой ум,

творить, созидать, производить».

И. Брук.

Формирование элементарных математических представлений есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, это же стремление есть и в каждом ребёнке. Однако познание – функция не только интеллекта человека. Познание – функция его личности, оно не возможно без таких качеств как активность и самостоятельность, уверенность в себе и своих силах. Для детей младшего возраста необходимо ощущения защищённости и безопасности. Поэтому от того, какую воспитатель создаст атмосферу в группе, зависит, насколько проявится и разовьётся интерес к окружающему миру у каждого ребёнка, стремление узнавать и учиться новому.

В разном возрасте познавательная деятельность детей отличается друг от друга. На пример мышление детей от 2 до 3 лет носит преимущественно наглядно-действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно – манипулятивная игра. Что это такое? Это самостоятельная игра ребёнка, в ходе которой он, манипулируя предметами, знакомится с их внутренним устройством, соотнося их по размеру и форме. Очень важно создать в группе положительные условия для этой игры, так как именно в ней развивается интеллект детей третьего года жизни.

Для этого необходимо: * создать в группе положительную атмосферу; * обеспечить разнообразие предметно – развивающей среды; * предоставить свободный доступ к предметно – развивающей среде; * поощрять самостоятельность и любознательность детей.

Мышление детей с 3 до 4 лет отличается то малышей, они уже достаточно хорошо владеют речью, чтобы выражать свои мысли словами, а не жестами. Они хорошо владеют существительными и глаголами, и теперь основная задача – усвоение прилагательных. Для этого необходимо научить ребёнка выделять отдельные признаки предметов, такие, как цвет, размер, форма. Чтобы ребёнок это усвоил, воспитателю необходимо обращать внимание детей на признаки предметов и использовать их в своей речи. При этом разницы между познанием и игрой не существует. Ребёнок учится в процессе жизни. Его мир – это мир «здесь» и «сейчас». Его внимание поглощено реальными вещами и людьми, окружающими его в данный момент. Играя, ребёнок в этом возрасте получает богатый опыт взаимодействия с миром, и он часто нуждается в том, чтобы воспитатель объяснил ему полученный опыт.

Мышление детей с 4 до 5 лет – это возраст «Почемучек». В этом возрасте дети хотят всё знать «Зачем?», «Почему и т. д. Они способны мысленно представить себе то, чего никогда не видели. Они очень любят слушать рассказы взрослых и задают множество вопросов. Мышление делает огромный скачок вперёд. Теперь дети начинают интересоваться процессами, как упорядоченными системами событий. Основной способ познания для ребёнка этого возраста – это рассказы взрослого. Поэтому воспитателю нужно как можно больше рассказывать детям, отвечать на их вопросы, и задавать вопрос самим детям, т. е. побуждать их думать, размышлять. При поиске ответов нужно размышлять вслух вместе с детьми. Как размышляет взрослый, так будут размышлять и дети.

Важно, чтобы знакомство детей с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных, а не на специальных предметах, чтобы дети увидели, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе. Таким образом – элементарные математические представления в детском саду не должны разрушать естественность жизни детей. Задача воспитателя открыть ребёнку красоту и богатство окружающего мира, и любое знание - лишь средство решения этой задачи. Планируя свою работу воспитателю нужно постараться включить математику не принуждённо в разные виды деятельности. Это позволит благополучно избежать фронтальных математических занятий, которые так утомляют детей. Тогда маленькие дети, будут учиться, не зная, что это математика.

Педагогические заповеди, которыми можно руководствоваться в работе.

- Ж. Ж. Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребёнка свой срок и час постижения.

-Максимум внимания необходимо уделять детям отстающим. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей (опережать, а не догонять группу).

- Необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

- В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребёнка и результатов его деятельности.

- Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.

-Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравится.

- Принудительное обучение бесполезно.

- Только имея с ребёнком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

- Лучше слышат того, кто тише говорит.

ГДЕ ЧЕЙ ОБЕД?

Подбери каждой шапочке пару рукавичек.

Нарисуй в каждом квадрате недостающий предмет.

Организация предметно – развивающей среды для формирования элементарных

математических представлений у детей дошкольного возраста.

Математика – серьёзная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. На успешность обучения дошкольников математическим началам влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только чёткими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

Непременным условием развития математических способностей у дошкольников, является обогащенная предметно – развивающая среда.

Для реализации задач развития детей средствами занимательного материала, в группе был оформлен математический уголок «Занимательная математика». Организация уголка осуществлялась с активным участием детей, что создавало у них положительное отношение к материалу, интерес, желание играть. В художественном оформлении уголка использовались геометрические орнаменты и сюжетные изображения из геометрических фигур, герои детской литературы. Подбор игрового материала определялся возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголке размещается разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать игру для себя. Это

- настольно – печатные игры («Подбери узор», «Собери цифру»,«Веселый кубик», и т. д);

- игры для развития логического мышления: («Игры с палочками Кюизенера», «Игры с блоками Дьенеша» и т. д.);

- головоломки («Лабиринт», «Игры со счетными палочками», «Головоломки» и т. д.);

- логические задачи («Какие цифры поменялись?», «Найди похожую фигуру», «Только одно свойство» и т. д.);

- игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур – силуэтов из специальных наборов фигур («Матрешка», «Геометрическая мозаика» и т. д.)

- игры на развитие ориентировки в пространстве («Найди похожую»).

Все они интересные и занимательные. Особой популярностью у детей пользуются плоскостные игры геометрического характер: «Танграм», «Кубики для всех» и др. Дети могут придумывать новые, более сложные силуэты не только из одного, но и из 2 – 3 наборов к игре.

По мере освоения детьми игр, вводятся более сложные игры с новым занимательным материалом.

Главной задачей педагога является: стимулирование проявления самостоятельности в играх, поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм

Добиваясь самостоятельной деятельности я руководствовалась следующими правилами:

1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий.

2. Совместная игра с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач.

3. Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности.

4. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру – силуэт, вечеров досуга, математических развлечений

Организация в группе уголка занимательного математического материала дало положительные результаты: дети научились рассуждать, обосновывать ход поисков решения задач; находить несколько вариантов решения проблемных математических ситуаций. Появилось желание занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Математика на прогулке

Математическое развитие дошкольников – это сложный процесс, это не только умение считать и решать арифметические задачи, но и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами.

Наша задача – развивать эти способности, дать возможность малышу познавать мир на каждом этапе его взросления.

Богатейший источник для расширения математического кругозора детей являются прогулки.

Если вы не дадите ребенку шанс поискать вокруг себя математические факты, то он их не заметит и не проявит к ним интерес самостоятельно. Внимание дошкольника избирательно, и, если его не направлять на что – то специальное, это «что – то» он может не заметить. Поэтому важно задать простой вопрос: «Что ты видишь?» Обязательно дайте ребенку время еще раз посмотреть вокруг, не торопите его.

Во время прогулок по улице, в парк, в лес обращайте внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; сколько этажей в доме справа или слева от вас; какой формы листья березы).

Предложите ребенку посмотреть вокруг и найти парные предметы : у птицы 2 крыла, 2 лапки; у собаки (кошки) 2 глаза, 2 уха. Спросите, чего у людей по два: две руки, два уха, два глаза, два плеча, два локтя, две ступни, две пятки. Ребенок может не только назвать, но и показать их.

Играя в песочнице, предложите малышу сделать из мокрого песка куличики с помощью формочек разного размера. Сравните их по величине. Найдите одинаковые. Спросите, сколько каких куличиков? Каких куличиков больше, меньше?

Можно вместе собрать опавшие листья в небольшие букеты. Затем попробовать отгадать, в каком букете больше листьев, и обосновать свой ответ. Не подсказывайте, как это сделать. Пусть ребенок самостоятельно найдет способ решения: разложит листья один под другим или наложат листья одного из букетов на листья из другого.

Предложите нарисовать на земле или асфальте треугольник, а затем подумать и сказать, что может быть такой формы (косынка, балалайка, дорожный знак).

Гуляя в парке, обратите внимание ребенка на тонкие и толстые стволы деревьев. Предложите, обхватив их руками, определить, какие из них толще. Можно вместе поискать толстые и тонкие сучья, высокие и низкие предметы.

Зимой дети любят лепить снеговиков, уделите немного времени, порадуйте ребенка, а потом спросите, какие по величине шары они скатали? Какой шар внизу? Какой наверху? Который по счету самый большой шар? А шар поменьше который по счету?

Нарисуйте на снегу палочками широкие и узкие дорожки. Предложите ребенку перепрыгнуть через них. Спросите, через какие дорожки легче перепрыгнуть. Почему?

Наблюдая, как дети катаются с горки, уточните, сколько детей спустилось, кто был первым, третьим, пятым и т. д. Кто забрался выше всех, кто — ниже? Кто первым поднялся на горку, кто — вторым?

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Помоги бабочке

На кого похожа

цифра 2?

Шла цифра 2 по дорожке и услышала чей – то плач под кустом.

– Я-я-я, потерялся.

Заглянула Двойка под куст и увидела там большого серого птенца.

– Кто твоя мама? – спросила цифра 2 у птенца.

– Моя мама красивая и большая птица. Она похожа на тебя, – запищал птенец.

Не плачь, мы ее найдем, – сказала цифра 2.

Она посадила птенца на свой хвостик, и они пошли искать маму.

Вскоре Двойка увидела над лугом красивую плоскую птицу с длинным хвостом.

– Это не твой птенец, красивая птица? – спросила Двойка.

– Я не птица, а воздушный змей. У меня даже нет крыльев.

– Пи-пи, это не мама, моя мама похожа на тебя, – сообщил птенец.

Побежала Двойка дальше и увидела, как на большое поле садится огромная лебедь.

Содержание

Значение элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста…. 3

Игры для маленьких почемучек….6

Организация предметно – развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста…. 11

Математика на прогулке…15

Мама, прочитай сказку…. 18

Публикации по теме:

«Занимательная математика». Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) Тема: «Занимательная.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Письма Королевы математики» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы «Письма.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы детского садаКонспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы детского сада Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы детского сада Тема: Путешествие по.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного.

Конспект по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы «Колобок в гостях у ребят» Цель: продолжать знакомить детей с математическими эталонами Задачи: 1. Образовательные - закрепить умение устанавливать отношения между.

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Поможем Зимушке –зиме» Программное.

Конспект занятия для детей 6–7-летнего возраста по формированию элементарных математических представлений Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Цели 1. Уточнить представления детей о геометрических фигурах:.

Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 5–7 лет «Учимся, играя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 Етенко Е. В. Методическое пособие.

НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста «Путешествие в Нетландию» НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста. Тема: «Путешествие в Нетландию» Задачи: • Закреплять.

Тема: Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего Конспект занятия Тема: Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Газета для детей и заботливых родителей по формированию элементарных математических представлений «Почемучка»
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 06:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Газета для детей и заботливых родителей по формированию элементарных математических представлений «Почемучка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД