Светлана Сорокина
Конспект тематического музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста «Гармонь, баян, аккордеон»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста
Используемые современные образовательные технологии:
здоровъесберегающие (вокально-двигательная гимнастика «Русские народные инструменты»);
дыхательная гимнастика «Гармошка»;
информационные компьютерные технологии (слайды);
технология исследовательской деятельности (исследование звуков аккордеона, баяна);
технологии интегрированного обучения (раскрытие темы через разные виды музыкальной деятельности).
Публикация «Конспект тематического музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста „Гармонь, баян, аккордеон“» размещена в разделах
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал, здороваются по-музыкальному (по звукам мажорного трезвучия).
Вокально-двигательная гимнастика М. Ю. Картушиной «Русские народные инструменты».
Музыкальный руководитель поет, предлагая детям подпевать и повторять движения.
На гармошке заиграю,
Танцевать всех научу,
Стоит мне меха раздвинуть,
Сразу сам плясать хочу.
Трали-вали, трали-вали,
Трали-вали-валечки!
Имитировать игру на гармошке, поочередно выставляя ноги на пяточку.
Бала-бала-балалайка,
Очень весело играй.
Всех девчонок и мальчишек
Танцевать ты приглашай.
Тренди-брень, тренди-брень,
Тренди-тренди-брендички!
Имитировать игру на балалайке, поочередно выставляя ноги на пяточку.
А как дудочка играет,
Сердце рвется из груди,
Видно, дудка всем расскажет
О моей большой любви.
О-о-о-ох, ду-ду-ду-ду!
О-о-о-ох, ду-ду-ду
Имитировать игру на дудочке, поочередно выставляя ноги на пяточку.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, на слайдах три инструмента: гармонь, баян и аккордеон. Они очень похожи, но в чем же все-таки их различие?
Дети внимательно рассматривают инструменты.
Примерные ответы детей: у гармони меньше рядов с кнопками, у баяна с обеих сторон кнопки, а у аккордеона с одной стороны клавиши как у пианино.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Вы правильно заметили различия между этими инструментами. Гармонь, баян и аккордеон - музыкальные инструменты с мехами и двумя клавиатурами (правой и левой). Когда растягиваешь - сжимаешь меха и нажимаешь клавиши, воздух колеблет металлические планочки внутри и получается звук. Баян и аккордеон – это усовершенствованные, более сложные виды гармони.
Детям предлагается взять детские маленькие гармошку, аккордеон и попробовать извлечь звук. Затем дети слушают звучание баяна и аккордеона в аудиозаписи.
Музыкальный руководитель: Ребята, отгадайте загадки!
У него рубашка вскладку,
Любит он плясать вприсядку.
Много пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой….
Дети: Баян.
Вот клавиши как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтоб песня была не плоха,
Растягивать нужно меха.
Дети: Аккордеон.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем на гармошках!
Дыхательное упражнение «Гармошка»:
Дети в руках держат воображаемую гармошку: вдох носом – растягивают меха, сжимают – выдох: «у-у-у». Затем предложить при выдохе каждому ребенку петь звук или слово, им выбранное. Получается очень веселый оркестр гармонистов!
Затем дети исполняют разученную ранее песню А. Филиппенко «Лесная полька»
(Журнал «Музыкальный руководитель», 3/2009, с. 45):
Там, где елки на опушке,
Где струится ручеек,
Собрались гурьбой зверюшки
В ясный солнечный денек.
Бурый мишка на баяне
Начал полечку играть:
- Эй, зверюшки, на поляне
Начинайте танцевать.
В заключении музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает потанцевать под песню Т. Морозовой «Гармонист Тимошка».
Литература:
1. Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» – М. : Скрипторий, 2010.
2. «Музыкальный руководитель» 3/2009.
3. Петрова И. А. «Музыкальные игры для дошкольников» - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011.