Ольга Щаулова
Конспект открытого занятия «Комнатные растения» (гарденотерапия)
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого занятия по гарденотерапии.
Цель: Развитие теоретических знаний, практических умений и навыков по уходу, содержанию и размножению комнатных растений.
Задачи:
-научить детей размножать растения черенками;
Публикация «Конспект открытого занятия „Комнатные растения“ (гарденотерапия)» размещена в разделах
- Гарденотерапия
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
-закреплять навыки ухода за комнатными растениями;
-развивать любознательность, познавательные способности, способности к прогнозированию результатов, речь;
-воспитывать любовь трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.
Материалы, используемые на занятии :
Демонстрационный – дидактическая игра «Собери части растения», коробка в виде посылки, письмо от Айболита, таблица с карманами для карточек, карточки с условными обозначениями, инвентарь по уходу за растениями, аудиозапись П. И. Чайковский «Вальс цветов».
Раздаточный – Фартуки на каждого ребенка, горшок для растений, посадочный материал, лейки с водой, клеёнки, опрыскиватель, комнатные растения.
Обогатить словарь словами: уход за растениями, удобрения, черенкование, полив, поддон, отстоявшаяся вода, ком земли; закрепить названия растений : герань, традесканция, бальзамин.
Предварительная работа:
Знакомство с комнатными растениями, которые есть в зимнем саду (традесканция, герань, хлорофитум, бегония и др.) и их значением для человека. Наблюдения и уход за ними (полив, обрезание пожухлых листьев, обрызгивание, обтирание пыли с крупных листьев). Заготовка черенков герани, поставить их в воду за 4-5 дней до занятия. Знакомство с частями растения (корень, стебель, лист, цветок) и их значением.
Методы и приемы:
- словесные (беседа о комнатных растениях, наблюдение за черенком герани, рассказ о способах ухода за комнатными растениями, вопрос-ответ);
- игровые (сюрпризный момент «Посылка от Айболита», пальчиковая игра «Цветок», дидактические игры «Собери картинку», «Подбери инвентарь», схематические модели – карточки с условными обозначениями приемов ухода за растениями, таблица с карманами для карточек).
Ход занятия.
I. Организационная часть
Воспитатель встречает детей, приветствует их.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас. Ребята, нам пришла посылка (воспитатель показывает).
Воспитатель: Попробуйте отгадать, от кого. (Дети отгадывают, воспитатель соглашается со всеми ответами: Возможно. Может быть… И я так думаю).
Воспитатель: Как можно точно определить, кто прислал нам посылку? (Надо посмотреть на обратный адрес, который указан на посылке.)
Воспитатель читает от кого посылка: «Доктор Айболит».
Воспитатель: Хотите узнать, что там лежит? (Ответы детей)
Воспитатель достает письмо и читает его:
«Здравствуйте, ребята!
Был у вас в саду, многие растения заболели и ослабли. Поэтому я считаю своим долгом помочь им. Растений много, и мне одному не справиться. Мне нужны помощники. Вы, ребята, стали старше. Много изучаете растения, и я прошу вас мне помочь. У вас растет много разных растений. Рассмотрите корни, стебли, листья, цветы. Определите, в каком они состоянии. Если им требуется помощь, окажите ее. Большую помощь вам окажет воспитатель. Если сделаете все правильно. Получите подарок.
До свидания! Айболит»
Воспитатель: Ребята, поможем Айболиту? (Дети соглашаются).
Воспитатель: Ребята, для чего нам нужны комнатные растения? Ответы детей (Для очищения воздуха, для красоты).
Воспитатель: Какие комнатные растения вы знаете? Почему их называют комнатными? Ответы детей (Многие привезены из теплых стран, если высадить на улицу, то могут замерзнуть)
Воспитатель: Давайте вспомним, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы). Проводится дидактическая игра «Собери части»
Воспитатель: Скажите, для чего растению нужны корни? Ответы детей (устойчивость, питаются из земли соками).
Воспитатель: Вспомните, что необходимо, чтобы растения росли здоровыми. Ответы детей (Почва, свет, тепло, вода).
Дети отвечают и прикрепляют условные значки на мольберт («свет» – лампочка, «тепло» – термометр, «вода» – капля, «почва» – коричневый прямоугольник).
Воспитатель: Что мы с вами делаем, чтобы наши растения не болели? Ответы детей (Поливаем, обрываем пожелтевшие листья, обтираем и обрызгиваем листья, рыхлим землю).
Воспитатель: Я предлагаю внимательно рассмотреть комнатное растение.
(подходят к столу с растением). Как называется растение? Кто помнит? Хорошо ли они чувствуют себя герань? Ответы детей
Дети вместе с воспитателем осматривают растение, стоящие на столе. Находят у растения пожелтевшие, пожухлые листья, вытянутые голые стебли.
Воспитатель: Почему же так получилось, что наше растение заболело (ослабло, завяло? Мы ведь ухаживали за ним. Ответы детей.
Рассказ воспитателя:
- Растение выросло большое, а горшок не изменился. Корням стало мало места в горшке. Пересаживать такое растение в другой горшок бесполезно. Поэтому надо посадить новое растение. Для этого обрезают хорошие части растения (стебель и несколько листьев) – черенки. И ставят их в воду.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего ставят черенки в воду? ( Дети высказывают свои предположения: чтобы не завяли, чтобы появились корни и т. д.).
II. Практическая часть
Воспитатель: Мы с вами ставили черенки в воду. Посмотрим, что изменилось. Воспитатель достает черенки герани из воды и вместе с детьми рассматривает их. У черенков – корни.
Воспитатель: Можно ли такие черенки посадить в землю? Ответы детей (Да, у них есть корни).
Воспитатель: Дети, посмотрите, как нужно сажать черенки, а затем сами будете это делать. Но прежде вспомним правила безопасности в саду. (Дети вспоминают правила)
Воспитатель: Правильно, ребята. Прежде чем приступить к работе, следует надеть фартуки. Инструменты можно брать только с разрешения воспитателя. Работать внимательно, не отвлекаясь, не ходить с инструментами в руках и не мешать другим детям. По окончании работы, убрать инструменты на место. Затем тщательно вымыть руки, снять и убрать рабочую одежду.
Воспитатель: Для чего в горшочке отверстие? Ответы детей (Чтобы стекала лишняя вода).
Воспитатель: Но чтобы не высыпалась земля, чтобы корни дышали, закрываю отверстие камешками. Затем положу на дно немного земли. В центр горшка ставлю черенок и насыпаю вокруг землю до первого листочка. Легонько прижимаю землю вокруг черенка. Цветок посажен, но нужно его полить. Дети и взрослые для укрепления здоровья пьют витамины. А растениям нужны удобрения. Немного удобрения я добавила вам в лейки, чтобы наше молодое растение быстрее прижилось. Поливаем вокруг по краю горшка, чтобы не размыть корни. А сейчас распределим, кто, что будет делать, я предлагаю вам насыпать землю в горшки, и сажаем черенки и поливаем растения. (Закрепить последовательность выполнения работы, спросить с чего надо начинать, что делать дальше).
Дети под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» надевают фартуки и приступают к работе. Следить за правильностью и аккуратностью выполнения работы. По окончании спросить: черенки, какого растения посадили? (горшки убирают на окно, снимают фартуки, протирают руки салфетками, садятся полукругом).
Воспитатель: А сейчас сделаем пальчиковую гимнастику «Цветок»
Мы ямку раскопаем (Имитируют движения по тексту)
Семечко посадим
Дождичек польет,
Оно подрастет
Сначала стебелек,
А затем цветок.
Воспитатель: Мы сегодня помогаем Айболиту. Он – доктор. А врачи обычно не только лечат, а еще дают рекомендации и выписывают рецепты. Давайте и мы с вами составим рецепт для наших растений. Вспомните, что вы знаете о герани.
Дети говорят и заполняют «рецепт» (таблицу) (свет, вода, тепло, солнечные лучи). Если дети затрудняются, помогает воспитатель.
Для заполнения таблицы используются условные значки большого и маленького размера: «вода» – капля, «тепло» – термометр, «свет» – лампочка, «солнечные лучи» – солнце.
Герань любит умеренное тепло (маленький термометр, много воды (большая капля) и много света (большая лампочка). Но не любит ярких солнечных лучей (перечеркнутое солнце).
Вот что должно получиться:
услов. знаки «свет» - лампочка «тепло» - термометр «вода» - капля «солнечные лучи» - солнце
Рисунок герани большая лампочка Маленький термометр большая капля перечеркнутое солнце
Воспитатель: Пользуясь этим рецептом, подумайте, куда лучше поставить наши растения. Ответы детей (Герань на подоконник, где много света, но нет прямых солнечных лучей.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Дети, посадить растения не достаточно, за ними нужно ухаживать. Давайте вспомним и покажем с помощью наших помощников - инвентаря, как нужно ухаживать за комнатными растениями ( дети подбирают инвентарь и объясняют:
«Цветы любят влажный воздух. Для этого нужно их опрыскивать»;
«Комнатные растения нужно поливать, а то они засохнут»;
«Цветы любят чистоту, значит, их нужно протирать»;
«Такие растения как кактус чистят кисточкой» и т. д.
После того, как дети справились с заданием, воспитатель подводит итог и спрашивает ребят:
Воспитатель: Чему вы сегодня научились?
(пересадили растение - герань)
Воспитатель: Для чего их надо пересаживать?
(чтобы они лучше росли и цвели)
Воспитатель: Как вы думаете, Айболиту понравится, то, что мы сегодня сделали? (ответы детей). Очень хорошо потрудились, молодцы ребята. Что больше всего вам понравилось делать? Дети перечисляют, кто какую работу выполнял. У кого лучше всего получилось.
Воспитатель читает стихотворение:
Чтоб растение росло,
И питалось и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять,
И опрыскивать!
Надо помнить нам всегда,
Ему плохо в холода,
И во тьме не может жить,
Лучик света должен быть.
Много правил и забот,
Знает мудрый садовод!
Воспитатель: Посмотрите, а в посылке еще что-то есть. Что же это? Удобрения. Теперь мы будем не только поливать, а еще и удобрять наши растения.
Воспитатель: А вот еще подарки всем – раскраски с комнатными растениями. Раскрасьте их так, чтобы было видно, что это здоровые растения. (Дети раскрашивают картинки по желанию - в свободной деятельности в группе).