Елена Претцер
Гаджет-аддикция: крик о помощи, или Как помочь ребёнку-дошкольнику справиться с компьютерной зависимостью
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня уже невозможно представить наш современный мир без использования мобильных устройств и планшетов. С каждым днем мы замечаем все более тесную связь ребенка с гаджетами, а также все большее вовлечение родителями детей в этот процесс. Более того, еще большую заинтересованность и более глубокую увлеченность детей мобильными устройствами, порой, с раннего возраста. Иногда родители даже не задумываются, насколько безопасно для дошкольников пользование современных гаджетов? Как относятся к этому их родители?».
Публикация «Гаджет-аддикция: крик о помощи, или Как помочь ребёнку-дошкольнику справиться с компьютерной зависимостью» размещена в разделах
С одной стороны, действительно, казалось бы, у детей есть возможность «шагать в ногу со временем», но с другой стороны нельзя недооценивать и вред, наносимый еще не окрепшему физически и психологически несозревшему малышу.
Работая в группе, мы часто замечаем, что родителей беспокоят такие вредные привычки детей, как ябедничать, драться, грызть ногти, желание обмануть родителей либо сверстников, но почему-то многие из родителей даже не задумываются о том, что зависимость от пользования мобильных устройств, это та же вредная привычка, которая мешают ребенку жить полноценной жизнью, не дают ему возможности реализовать себя как личность.
Часто родители начинают знакомить ребенка с гаджетами уже с первого года жизни. Многие дети проводят огромное количество времени за просмотром мультфильмов, игр и всевозможных «челенджев» через гаджеты, что, по мнению большинства родителей, расширяет их кругозор и мировоззрение. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. Для компьютерной игры характерны :
• преобладание механического следования игровому протоколу с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов;
• многократный повтор действия для достижения результата;
• малоосмысленное продвижение по уровням сложности;
• попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды.
Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу», примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.
Характеристика степеней компьютерной зависимости
Степень зависимости Описание
1 степень. Увлеченность в период освоения Свойственна ребенку в первый месяц после приобретения гаджета. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В данный период «застревание» обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль, и вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные чем-то более интересным. Если же выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую степень
2 степень. Состояние возможной зависимости Данному состоянию свойственны:
• сильная погруженность в игру;
• пребывание за компьютером или использование гаджета более трех часов в день;
• снижение познавательной мотивации;
• повышенный эмоциональный тонус во время игры;
• негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре;
• разговоры только о компьютерных играх;
• сужение круга общения;
• иногда нарушение сна и пр.
3 степень. Выраженная зависимость На данной стадии зависимый ребенок :
• не контролирует себя, становится эмоционально неустойчивым;
• при необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не реагирует вовсе;
• в случае насильственного вмешательства взрослых в игру может уйти из дома, пожаловаться на родителей соседям, пойти искать полицейского на улице;
• становится безразличным ко всему, что не касается его увлечения;
• не усваивает новые знания (происходит регресс в развитии познавательных процессов);
• вне игровой деятельности чересчур тревожен и возбудим, рассеян, невнимателен.
Если на данной стадии ребенок не получает помощи в течение длительного времени (пребывание за компьютером превышает 5 ч в сутки, есть опасность перехода в 4-ю степень
4 степень. Клиническая зависимость Признаками данной степени зависимости являются :
• серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с их крайним проявлением);
• отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля;
• слышание голосов, команд;
• отсутствующий потухший и пустой взгляд;
• потеря аппетита и интереса к жизни.
На данном этапе зависимости ребенку необходима помощь психиатра, а психолог лишь выполняет функцию диспетчера. Однако у детей дошкольного возраста данная степень зависимости не наблюдается
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Именно в этот период мы можем говорить о детской гаджет-аддикции.
Аддикция, в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Поведенческая аддикция характеризуется привязанностью к определенной деятельности. А также неспособностью от нее самостоятельно избавиться. Аддиктивное поведение чаще всего возникает из-за желания оторваться от реальности и попасть в созданный сознанием мир. Основными признаками игровой зависимости можно назвать :
Постоянная заинтересованность процессом.
Увеличение времени, отдаваемого игре.
Изменение круга общения и интересов.
Потеря контроля.
Постепенное нарастание раздражения.
Повышение ставок.
Отсутствие способности сопротивляться игре.
При появлении хотя бы нескольких из этих признаков у человека необходимо сразу же обращаться за профессиональной помощью к психотерапевту или психологу.
Гаджет-аддикция - постоянное навязчивое желание использования гаджетов. В сравнение со взрослыми, у детей стихийное и безконтрольное использование компьютерного прогресса намного быстрее и легче приводит к развитию аддикции. Зависимость от виртуального мира появляется постепенно. Схема очень проста: интерес – очень сильный интерес – пристрастие – зависимость.
В нашем ДОУ был проведен опрос родителей. В опросе приняли участие 37 человек. В ходе социологического опроса выявлено следующее: 81% детей опрошенных родителей умеют и пользуются гаджетами и различными мобильными устройствами. 43% детей проводят 1-2 часа в день за гаджетами, 11% - от 20-30 мин. в день, 19% родителей отметили, что не ограничивают ребёнка во времени, а 11 % родителей не дают детям мобильных устройств и не пускают за компьютер.
59% родителей отметили, что дети любят смотреть мультфильмы и развлекательное видео, 46% - играют в игры, 5% используют гаджеты для создания фотографий, а 11% не используют гаджеты.
19% родителей довольны тем, что их ребёнок увлечён гаджетами, 32% - недовольны, затруднялись ответить – 40%, и только 8% отметили, что ребёнок совершенно не увлечён этим. Несмотря на это 19% родителей беспокоятся по поводу пользования ребёнком гаджетами, 78% относятся к этому спокойно.
В вопросе о том, что такое информационная безопасность родители ответили так:
«не знаю, не задумывался» - 43%
«страшное видео» - 5%
«получение информации согласно возраста ребёнка» - 5%
«блокировка сайтов» - 8%
«контроль за посещением ребёнком сайтов» - 16%
«запрет на использование гаджетов» - 11%
В то же время 35% родителей не используют никаких мер по информационной безопасности, 8% - минимизируют «общение» а, 19% родителей не разрешают пользоваться гаджетами в их присутствии. 32% контролируют ребёнка, а 3%ставят пароль.
19% родителей отметили, что после начала использования компьютера у детей появилась нервозность, повышенная возбудимость., 8% детей постоянно со слезами и истериками выпрашивают телефон или планшет, у 8% детей появилась любознательность, 1 человек отметил, что у ребёнка развивается активный словарь благодаря использованию гаджетов. 59% родителей не заметили изменений в поведении детей.
О себе родители написали, что проводят за гаджетами :
2-3 часа в день – 81%
6-8 часов – 5%
16% используют по необходимости
5% - весь день
Не много – 16%
Затруднились ответить – 16%.
Совместно с детьми родители проводят за гаджетами :
15-30 мин в день – 16%
1-2 часа – 11%
«играет один» - 27%
Поставили прочерк – 38%
2 человека отметили, что не имеют гаджетов.
Подводя итог, хочется дать некоторые рекомендации родителям, чьи дети стали «заложниками» современных мобильных устройств. Многим родителям нужно знать, что самым эффективным способом борьбы с гаджет–аддикцией является заместительная терапия. Заместительная терапия в данном контексте понимается мною, как способ заменить одно увлечение на другое (более безопасное и необходимое для становления личности).
Для профилактики компьютерной зависимости родителям можно дать следующие рекомендации:
1. Введите строгий режим. «Общение» с компьютером для дошкольника должно составлять 20–30 мин в день. Старайтесь не поддаваться на слезы, капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, объясняйте терпеливо, детей помладше постарайтесь отвлечь другими занятиями.
2. Поощряйте и хвалите детей. Не стесняйтесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необыкновенность, позитивно реагирует даже на проигрыши и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к промахам ребенка противоположным образом: срываются на раздражение и крик. А ведь именно поощрение является одним из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей.
3. Станьте примером для ребенка. Старайтесь сами не нарушать правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно). Проанализируйте, не являетесь ли вы тоже зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше освобождение – лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребенка.
4. Стимулируйте разнообразную занятость ребенка. Приобщайте его к домашним обязанностям, культивируйте семейное чтение, играйте вместе в настольные и другие игры, приобщайте ребенка к играм своего детства.
Итак, в дошкольном возрасте можно смело назвать следующие пути преодоления данного вида аддикции:
• Творчество (увлечение музыкой, танцами, лепка, рисование, гончарное дело);
• Спорт (футбол, плавание, скалолазание, иппотерапия);
• Живое общение (чаще приглашайте в гости друзей, сами ходите в гости);
• Прогулки на улице.
Самое главное для родителей, это понимание того, что любви и ласки много не бывает! И даже при самой сильной загруженности домашними делами нужно стараться приобщать ребенка к совместной деятельности.
Важно сказать, что несмотря на факт присутствия в нашей жизни гаджет-аддикции в течении последних нескольких лет, учеными до конца еще не разработаны методы лечения и профилактики данной проблематики. Однако уже сегодня каждый желающий родитель и осознающий зависимость сможет контролировать использование современной техники в руках своего ребенка.