Светлана Горшкова
Функции дефектолога по мотивации учебно-познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Функции дефектолога по мотивации учебно-познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ.
Аннотация: Процесс воспитания и развития детей с ограниченными возможностями является одной из актуальных проблем современного российского общества. Очень важно решить вопросы, связанные с обеспечением необходимых условий, которые позволят этой категории детей приобщиться к полноценному образовательному процессу. И прежде всего, это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ограниченными возможностями общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А для того, чтобы процесс обучения был успешным, необходимо, чтобы дети с ограниченными возможностями хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и познавательная активность не исчезала.
Публикация «Функции дефектолога по мотивации учебно-познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ключевые слова: дошкольники с ОВЗ, учебно-познавательная деятельность, мотивация, дефектолог, дошкольный возраст.
Дети с ОВЗ - это дети с отклонениями в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденными психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующими получению образования без создания особых условий. Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации».
Дети с ограниченными возможностями - это очень разнообразная группа. Они живут в каждом сообществе и рождаются с явными недостатками или приобретают их, которые, в зависимости от их окружения, вызывают функциональные трудности, такие как зрение, ходьба, общение, забота о себе или создание друзей.
Однако степень, в которой дети-инвалиды способны функционировать, участвовать в жизни общества и вести полноценную жизнь, зависит от их способности адаптироваться и включаться в жизнь общества. Какой бы ни была их история, каждый ребенок имеет полное право на процветание.
В психологии развития детей дошкольного возраста формирование мотивационной сферы является фундаментальной темой. Известно, что мотивация определяет ориентацию человека и мотивацию к деятельности. Учителя, родители и, соответственно, психологи, работающие в системе образования, сталкиваются с тем, что детям иногда не хватает мотивации учиться, узнавать что-то новое.
Фундаментальной проблемой психологии развития дошкольника является формирование его мотивационной сферы. Именно мотивация определяет ориентацию человека и побуждает его работать. Мотивационная сфера ребенка меняется с изменением самой личности, с изменением деятельности и способов ее осуществления. Развитие или угасание исследовательского поведения, лежащего в основе когнитивной мотивации, зависит от богатства развивающей и социальной среды, окружающей ребенка с рождения, от насыщенности его опыта разнообразными чувственными впечатлениями. Как известно, мотив выполняет две основные функции-мотивирующую и смыслообразующую.
В соответствии с этим когнитивная мотивация, с одной стороны, стимулирует соответствующую деятельность, то есть стимулирует самостоятельность, инициативу и целеустремленность в решении чисто когнитивной, а не прагматической задачи, с другой стороны, когнитивная мотивация порождает специфические смысловые образования и эмоции познавательные - интерес к деятельности, удовольствие от полученных впечатлений и умственных усилий. Мотивационная сфера интенсивно формируется в дошкольном возрасте. В этот период детства начинают формироваться мотивационные механизмы, меняются мотивы, выстраивается иерархия мотивов как основное новообразование дошкольного детства.
Профессия дефектолог находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, конечно же, медицины - ее представители занимаются детьми с умственными и физическими отклонениями. К сожалению, таких детей довольно много, и их нужно адаптировать к жизни, воспитывать и обучать с учетом их ситуации.
В зависимости от типа и специализации учреждения должностные обязанности дефектолога могут существенно различаться, мы приведем здесь только основные:
- проведение индивидуальных и коллективных занятий с детьми с отклонениями в развитии (например, занятия по развитию речи, обучению грамоте, письму, математике, окружающему миру);
- планирование и организация коррекционно-развивающих мероприятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, а также разработка программно-методического обеспечения;
- ведение первичной документации;
- взаимодействие с родителями, их консультирование.
Обращение за поддержкой в форме занятий с дефектологом обычно происходит, когда у ребенка нарушен ритм и/или качественная характеристика когнитивного развития, то есть когда ребенок отстает от своих сверстников в приобретении академических навыков, когда у ребенка нарушен ритм и/или качественная характеристика когнитивного развития, процесс обучения нарушен, усвоение знаний, идей и навыков происходит фрагментарно (например, ребенок бегло читает и не может решать задачи, входящие в первую десятку). Более того, родители (особенно те, кто серьезно относится к поддержке своего ребенка) очень часто называют это проблемами, поскольку между учебой и жизнью нет никакой связи.
Следует отметить, что обычно существует два варианта нарушений в усвоении учебного материала. В одном случае, когда у ребенка достаточно внимания и памяти, неполное усвоение содержания приводит к формализации обучения (ребенок может использовать навыки только в конкретной учебной ситуации, но не в своей собственной жизни).
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и придают этой деятельности целенаправленную направленность. Основываясь на исследованиях многих авторов, которые изучали мотивацию дошкольников : мы определили шесть мотивационных механизмов — это средства, с помощью которых можно мотивировать ребенка на достижение цели в группе и в обществе.
Эти механизмы:
- содействие исследованиям;
- обучите начальным исследовательским навыкам, таким как: идентификация объектов, классификация, сортировка, сравнение;
- помощь в развитии и изучении навыков;
- по возможности избегать наказаний и критики за ошибки и плохие результаты;
- способствовать языковому и символическому общению.
Внедрение всех механизмов поможет детям найти мотивацию, необходимую им для достижения успеха, с раннего возраста.
Активизация познавательной деятельности учащегося с ограниченными возможностями зависит от многих факторов, в том числе от четкости и удобства учебного материала для его восприятия. Поэтому важно использовать в своей работе информационные и коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ позволяет, прежде всего, повысить качество образования, повысить мотивацию к получению и обучению. ; обучать новым знаниям учащихся-инвалидов, поскольку они страдают от недостатка когнитивной активности, мышления, вербальной памяти, внимания, словарного запаса, а также от системного недоразвития всех компонентов языковой системы, непонимания мира, в дополнение к системному недоразвитию всех компонентов языковой системы.
Детский дефектолог проводит полное и детальное обследование каждого ребенка с целью определения особенностей его когнитивного и социального развития, в ходе которого он определяет способность ребенка к обучению и игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком таким образом, чтобы максимально исправить выявленные недостатки в развитии.
Дефектолог повышает познавательную активность детей, развивая при этом основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любопытство, память и восприятие.
Работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности у детей, которая является основным видом деятельности для детей этого возраста.
Целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком-инвалидом в дошкольном учреждении является формирование психологической основы всестороннего развития его личности.
Для дефектолога важно сформировать когнитивные процессы, лежащие в основе развития мышления: память, внимание, различные типы восприятия, зрительные, слуховые, двигательные и межчувственные функции, познавательную и творческую деятельность ребенка. Кроме того, работа создает необходимые предпосылки для формирования сфер деятельности. Когда эти цели будут достигнуты, станет возможной полноценная школьная подготовка.
Педагог-дефектолог тесно сотрудничает с врачами, педагогами, психологом, музыкальным руководителем, учителем физкультуры и родителями.
Групповой инструктор проводит занятия, как в подгруппах, так и индивидуально. Структура занятий включает игры и упражнения, направленные на развитие когнитивных процессов.
В рабочем сообществе ведется много дискуссий о том, чему учить ребенка-инвалида, особенно если эти ограничения существенно влияют на мотивацию к участию в совместных занятиях, интерес к занятиям и скорость усвоения того или иного учебного материала. Некоторые считают, что с его помощью важно изучать цвета и формы, другие предлагают потратить это время на более полезные навыки в повседневной жизни. В то же время педагоги, которые считают важным изучать сенсорные нормы у детей с серьезными нарушениями развития (например, со сложными структурными дефектами, объясняют это важной ролью в развитии всех психических функций (восприятие, внимание, мышление, память, то есть они рассматривают эту область как важную роль для таких детей, как дети, которые имеют серьезные нарушения в развитии (например, сложные структурные дефекты, то есть они рассматривают эту область как важную роль для развития всех психических функций (восприятие, внимание, мышление, память).
Список литературы
1. Горбань, А. М. Профессия педагога-дефектолога и ее социальная значимость / А. М. Горбань // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 298.
2. Королева Ю. А. Роль дефектолога в психолого-педагогическом сопровождении лиц с ОВЗ // Modern European Researches. – 2019. - №3. – С. 124.
3. Мировидова Л. Г. Особенности работы учителя–дефектолога // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. — 2020. — № 6 (10). — С. 127.
4. Феденкова Е. В. Опыт работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в науке. – 2018. - №3. – С. 136.