Алина Ивановна Горбунова
Фронтальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Везем на базар расписной товар из Полхово-Майдана»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с новым промыслом — Полхов-Майдан,
Задачи:
- учить расписывать силуэты игрушек : рисовать черный контур узора маркером, потом яркими цветосочетаниями, передавать композицию в соответствии с предметом.
- воспитывать уважение к народным мастерам.
Материал: изделия Полхов-Майдана, силуэты посуды и игрушек желтого цвета, черные маркеры, акварель, кисточки, клеёнки, непроливайки.
Названию промысла дало село Полхов-Майдан, что находится на юге Нижегородской области, в Вознесенском районе.
Публикация «Фронтальное занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Везем на базар расписной товар из Полхово-Майдана“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полхов-майданская роспись
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Полхов-Майдан - это один из самых известных центров не только росписи по дереву, но и вообще деревообработки в этом регионе. С начала вытачивали одну некрашеную посуду.
Чуть позже Полхов-Майданская посуда начинают покрывать выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а потом анилиновыми красителями, разведенными на спирту.
Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.
Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи.
Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками.
Следом преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. Где мужчины занимаются изготовлением токарного "белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей.
С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.
Технология росписи следующая.
Сюжеты Полхов-Майданской росписи
В основном используется два варианта росписи:
Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.
Излюбленный мотив Полхов-Майданской росписи - большой цветок на ветке: роза, тюльпан, шиповник, мак, ромашка, который дополнительно украшается веточками, небольшими цветами, листочками и ягодками.
В пейзажном мотиве чаще всего изображаются «домики» - пейзаж с церковью, мельницей на берегу речки, деревья с огромными яблоками на ветках и почти обязательная розовая заря.
Все сделано для того, чтобы заострить, усилить яркость, праздничность изделий.
Основные приемы Полхов-Майданской росписи
Никаких шаблонов на Полхов-Майданском промысле не существует. Роспись наносят свободно, в отработанной мастерицами последовательности.
Перед росписью изделие проходит специальную подготовку.
Прежде всего его поверхность тщательно шлифуют, а после этого грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались.
Основных красок всего четыре – синяя и зеленая, красная и желтая. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. В окраске любого орнамента, будь то букеты, гирлянды из цветов или пейзаж, существует своя выверенная практикой очередность. Сначала на определенные участки, в том числе и на те, где будет красный или зеленый цвет, наносят самую светлую — желтую краску. Перекрывая ее ярко-красной или алой, получают интенсивный красный цвет, а накладывая сверху синюю, получают ярко-зеленый.
Пейзажная роспись — «домики»
Сначала мастерица точными движениями наносит контуры домика, ствола и оголенных ветвей деревьев, берега реки и силуэты птиц на ее белой глади. И вот получается холодный зимний пейзаж, кажется, что к этому ничего не надо добавлять, настолько убедительно в своей законченности выглядит этот графический рисунок. Но по традиции промысла рисунок должен превратиться в изображение красочного радостного летнего вечера. Мастерица берет краски, и розовыми или голубыми становятся стены домика, белые лебеди плывут по синей речке, изумрудной муравой покрывается лужок, листьями, цветами или плодами — кусты и деревья, вспыхивает алое зарево вечерней зари. Природа как бы оживает, подвластная руке художницы. И нет среди написанных за день пейзажей двух одинаковых, похожих друг на друга, в каждом изображении что-то новое, отличное от предыдущего.
Решите ребус: Матрёшка.
Роспись матрешек:
Лицо нарисовано условно и торопливо — смаху нанесены линии и точки глаз, прямыми росчерками обозначены брови и губы, закрученными спиральками — небрежные кудряшки волос, руки совсем не написаны, как бы спрятаны под фартук.
Наряд их необычен: нет общепринятых очертаний платка со спускающимся углом сзади и завязанными под подбородком концами, нет привычных линий сарафана или юбки, спинка матрешки примерно на две трети высоты локально окрашена одним цветом — красным, алым, лазоревым или зеленым. Платок выделен другим по отношению к низу цветом, а на нем спереди в области лба нарисован трехлепестковый полуцветок — роза-дикуша. Роспись условного фартука заключена в овал, спускающийся от чуть сплюснутого лица. В овале на светло-золотистом фоне естественного цвета древесины написана веточка с крупным цветком - розой в вершине, ягодкой, листочками и мелкими цветочками — незабудками или маргаритками — по бокам.
Бесконтурная роспись
Сравнительно недавно на промысле Полхов-Майдана появилась бесконтурная роспись. В ней выработался своеобразный стиль.
Легкие, с небольшим завихрением, группами расходящиеся от центра лепестки-лучи делают цветок похожим на василек. В середине цветка тычком нанесены тычинки и сердцевинка. Небольшие яблочки написаны теми же мазками-лучами, только идущими от стебля и сходящимися в замкнутый круг.
Второй вариант написания яблока — это две дуги, идущие от стебля и сходящиеся в круг, а внутри них также от стебля, примерно до середины мотива, написаны короткие мазки того же цвета.
Разновидность бесконтурной росписи — роспись «под масло» или «под нитро». Здесь по цветному — зеленому или малиновому — фону, окрашенному анилиновыми красками, пишут тушью черные цветы и пушистые ветки, а после лакировки наносят белой или какой-нибудь светлой масляной краской или нитрокраской тычками ягодки и простые соцветия. Иногда роспись полностью выполняют масляной краской или нитрокраской.
В середине 70-х годов в ассортимент изделий промысла стали вводить довольно крупные формы, что способствовало укрупнению орнамента и усложнению композиций. Большие яркие пятна цветов стали плотно заполнять центральную часть расписываемой поверхности, их окружали крупные бутоны и листья. Фона в росписи почти не было видно, все просветы между основными декоративными пятнами были заполнены мелкими цветочками и ягодками.
Термины и понятия:
Игрушки-тарарушки - деревянные игрушки из села Полховский Майдан Нижегородской области.
Примеры игрушек - тарарушек: матрёшки, птички-свистульки, кони-тройки, грибочки, копилки, вазочки, солонки.
Контраст по цвету (цвет к цвету) это сочетание любых чистых цветов в их предельной насыщенности.
Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчёркивают яркость друг друга, усиливают.
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Народный промысел - форма народного творчества, в которой прослеживаются русские традиции.
Порядок работы мастеров Полхов-Майдана над украшением изделий:
Деревянное «бельё» - заготовка из дерева (липы, выточенная на токарном станке.
Грунтовка - изделие покрывают сверху крахмальным грунтом, и оно становится белым.
Нанесение контура - тонкой кисточкой или пёрышком наносится контур узора по всей поверхности изделия.
Роспись - заполнение контура узора цветом. Роспись происходит постепенно, начиная с жёлтого и с помощью метода лессировки (наложение одного прозрачного слоя на другой).
• Музеи онлайн https://musei-online.blogspot.com/ ( дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)
• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ ( дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)