Елена Кондрашева
Фронтальная НОД в логопедической группе для детей 6–7 лет «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Задачи.
- Формировать у детей умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о комнатных растениях и пересказывать их, опираясь на слайды;
- Учить согласовывать существительные с числительными.
- Развивать у детей умение подбирать признаки к именам существительным;
Публикация «Фронтальная НОД в логопедической группе для детей 6–7 лет „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- Развивать навыки ухода за комнатными цветами.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Воспитывать у детей любовь и заботу к комнатным растениям, учить заботиться о своем здоровье с помощью знаний народной медицины.
Оборудование: картинки с изображением комнатных растений, выставка книг, пульверизатор, лейка, тряпочка, кисточка, видеопроектор, ноутбук, тетради, цветные карандаши, искусственные цветы.
Подготовительная работа.
Заранее дети делятся на 2 команды и находят сведения о комнатных растениях (мальчики о кактусах, девочки о фиалках, раскрашивают картинки с изображением комнатных растений и учат к ним загадки. Ухаживают за цветами в группе.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Логопед читает детям стихотворение.
На моем окошке
Настоящий сад!
Крупные сережки
Фуксии висят.
Лезет финик узкий —
Листики свежи.
А у пальмы русской
Листья, как ножи.
Вспыхнул угольками
Скромный огонек.
Весь под волосами
Кактуса пенек.
Прыгают синицы
Под окном моим.
Радуются птицы —
Ведь приятно им
Посмотреть на это
Милое окно,
Где зимою — лето,
Где цветов полно.
Е. Благинина
2. Объявление темы.
Логопед : - Ребята! О чем говорится в этом стихотворении? (О цветах) .
Логопед : - Ребята! А как называются цветы, которые растут в комнате? (Комнатные) .
Логопед : - Правильно, ребята!
Логопед : - Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах.
Комнатные растения называют «зелеными друзьями» дома. Среди них имеются деревья, кустарники и травянистые растения. Одни мы ценим за красивые и вечнозеленые листья другие за великолепные цветки.
3. Уход за комнатными растениями.
Логопед : - Ребята! А как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Дети: Их поливают, опрыскивают. Люди рыхлят землю в горшочках, чтобы корни могли дышать, протирают листья влажной тряпочкой или обмахивают кисточкой. А еще растениям нужен солнечный свет, поэтому их ставят на окно или рядом с ним.
- Даша, покажи, пожалуйста, как правильно поливать цветы.
- Ваня, покажи, как удалить пыль с цветов.
- Скажите, откуда можно узнать о цветах, о правилах ухода за ними? (из книг, от взрослых, из интернета)
4. Сообщения детей с использованием слайдов.
Ребята, на прошлой неделе вы разделились на 2 команды: мальчики – «Кактусы», девочки – «Фиалки». На протяжении недели собирали информацию, ухаживали за цветами. Предлагаю поделиться своими наблюдениями.
Команда «Фиалки»
Слайд 1.
Фиалка имеет укороченный стебель, от которого отходит много пушистых листьев.
Слайд 2.
Листья широкоовальные или круглые.
Слайд 3,4.
Цветы простые или махровые, различной окраски.
Слайд 5.
Фиалка занимает первое место в мире среди комнатных растений. Цветет фиалка девять месяцев в году, независимо от времени года.
Слайд 6.
Совершенно не прихотлива, не требует хорошей земли, крупных горшков.
Слайд 7.
Фиалка светолюбивое растение, но жарким летом ее лучше притемнять.
Слайд 8.
Полив должен быть умеренным, лучше всего в поддон.
Слайд 9.
Избегать попадания воды на листья.
Команда «Кактусы»
Слайд 1.
Родиной кактусов является Америка.
Слайд 2
В Европу кактусы привез мореплаватель Христофор Колумб.
Слайд 3.
А в России они появились, благодаря Петру I.
Слайд 4.
Кактусы – жители пустынь и не могут без яркого света, поэтому самое подходящее место для них – на подоконнике с южной стороны, ближе к стеклу.
Слайд 5.
Поливать их необходимо редко, но обильно и только тогда, когда земля в горшке станет полностью сухой. Зимой достаточно 1 раз в месяц.
Слайд 6.
В Австралии некоторые виды опунции стали злостными сорняками. Для борьбы с ними пришлось завозить аргентинскую моль.
Слайд 7,8.
Сегодня на земле насчитывают около 3000 разновидностей кактусов.
Логопед : Спасибо ребята, вы хорошо справились с заданием.
5. Игра «Подбери признак к растениям».
Логопед выставляет на доску картинки с изображением комнатных растений и цветов и просит подобрать признаки к ним.
- Кактус (какой) – колючий, зеленый, круглый;
- Фиалка (какая) – цветущая, круглолистная, низкорослая; И т. д.
- Драцена (какая) – пушистая, высокая;
- Фикус (какой) – высокий, широколистный. И т. д.
6. Подвижная игра «На окне в горшочках». Развитие общей моторики, координация речи с движением.
(дети выходят на ковер и выполняют упражнение)
На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг,
Поднялись цветочки. медленно встают.
К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх,
Солнцу улыбнулись. широко в стороны.
К солнышку листочки Ладони повернуть вверх.
Повернут цветочки.
Повернут бутоны, Руки соединить над головой,
В солнышке утонут. медленно повернуть в стороны.
7. Игра «Два - пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
Логопед : - Ребята, давайте поиграем, я вам бросаю мяч и называю растение, вы ловите мяч и говорите, что у вас их два и пять. Например, у меня два бальзамина и пять бальзаминов.
Ответы детей.
1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.
2-й - У меня две герани и пять гераней.
3-й - У меня две традесканции и пять традесканций.
4-й - У меня две бегонии и пять бегоний.
5-й - У меня две фиалки и пять фиалок
6-й - У меня две камнеломки и пять камнеломок.
7. Сценка «Лекарственные растения»
Девочка: Ой, ребята, помогите, поскорей меня спасите!
Я почти что инвалид, у меня ведь все болит!
Логопед : Ой, ребята, жалко вам Александру?
Дети: Жалко.
Логопед : Дети, мы сможем ему помочь?
Девочка: Неужели? Это правда?
Логопед : Давайте позовем медсестру, она сделает укол и все пройдет.
Девочка (пугается, убегает, трясется, прячется) : Ой, уколов я боюсь!
Логопед : Ну, тогда вот тебе порошки и таблетки.
Девочка: Не хочу, они горькие.
Логопед : Хорошо, попробуем тебя вылечить без лекарств.
Девочка: Как это?
Логопед : Ребята знают и расскажут тебе. В комнате можно выращивать лекарственные комнатные растения. Вот алоэ, его еще называют домашним доктором. Возьми листик, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь. У тебя, Саша, палец болит. Раздели лист алоэ на две половинки, приложи мякотью к пальцу и привяжи - боль утихнет. А чтобы не болела голова, понюхай, Саша, красную герань. Саша, ты держишься за щеку, что у тебя зуб болит?
Девочка: Нет, десна распухла.
Логопед : Это тоже не беда, тебе поможет комнатное растение каланхоэ. Оторви листочек, и пожуй его. Да, не бойся! Он кисленький, приятный. А десна перестанет болеть.
Девочка: Вот спасибо вам, дети. Я не знал, что среди комнатных растений есть и лекарственные.
Логопед : Вот тебе, Александра, еще несколько советов. Каланхоэ лечит еще и ангину. Отвар из листьев традесканции помогает при простуде. Свежие листья плюща применяют против мозолей и опухолей, ими же сводят бородавки. Вот тебе мы подарим каланхоэ, лечись и выздоравливай!
8. Разгадывание ребуса “Кактус”
Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, какое слово здесь
спряталось? Почему вы так считаете?
9. Штриховка “Кактус” (развитие тонкой моторики).
Посмотрите на свои рисунки. Что на них изображено? (кактусы)
Пальчиковое упражнение «Цветы»
Наши нежные цветки Руки в вертикальном положении.
Распускают лепестки Развести пальцы рук.
Ветерок чуть дышит, Ритмичные движения пальцев рук.
Лепестки колышит.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки. Соединить пальцы вместе.
Тихо засыпают, Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.
Головой качают.
- Заштрихуйте свои кактусы по образцу.
- Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие?
(колючек). Нарисуйте их.
- Иногда кактусы что делают? (цветут). Пусть ваши кактусы тоже
зацветут.
11. Домашнее задание «Книга загадок».
- Вы все хорошо справились, а теперь перейдем к домашнему заданию – «Книга загадок». Каждый из вас подготовил 1 страничку в эту книгу. (дети загадывают свою загадку, отгадку показывают)
Вырос кустик пышный,
На окне не лишний;
Листья – незаметные,
А плоды – запретные. (аспарагус)
Своими узкими листами
Озеленю ваш дом,
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
Своих детей очень люблю –
Их при себе я сохраню. (хлорофитум)
Хоть мы ростом низковаты
Очень любят нас ребята.
Мы целый год цветём
И украшаем дом. (фиалки)
Зеленые перья
Петушьих хвостов
Висят на верхушках
Корявых шестов. (драцена)
Вырос кустик пышный,
На окне не лишний,
Листья незаметные,
А плоды запретные. (Аспарагус)
С горы на паутинках
Свисают паучки -
Зеленые пучки. (Камнеломка)
Зелёный, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные
Белые, жёлтые, красные. (Кактус)
На целый век украсит дом,
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит. (Алоэ.)
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Герань)
Плоские лепешки
На длинной тонкой ножке.
Лепешки очень колки, на них растут иголки. (Опунция)
- Что за хвост пошё л в рост:
Не в пруду, не в речке –
На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост/)
12. Итог НОД
- Кактус, герань, алоэ, опунция, хлорофитум, драцена как одним словом назвать эти цветы? Какие это цветы? (комнатные)
-Зачем нам нужны комнатные растения и цветы?
(Радуют наш глаз круглый год, напоминают зимой об ароматах лета, о красках осенней поры. Очищают воздух, увлажняют его. С цветами в доме красиво и уютно. Поднимают нам настроение.)
- А сейчас предлагаю поднять настроение себе и нашим гостям - танец «Цветы» (дети танцуют и под музыку выходят из кабинета)