Лада Кузьмина
НОД по реализации ОО «Музыка» в подготовительной группе «Праздник «Масленица». Загадки скомороха»
▼ Скачать + Заказать документы
Фрагмент непосредственной образовательной области. Музыка.
Тема: Праздник «Масленица».
Загадки скомороха.
Цель обр. деятельности:
Ознакомление с Р. Н. традициями через синтез различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
- научить выполнять элементы русской народной пляски (хоровод) : «улица»;
-продолжать учить играть на ударных инструментах, сопровождая оркестровое исполнение в соответствии с динамическими оттенками музыки;
Публикация «НОД по реализации ОО „Музыка“ в подготовительной группе „Праздник „Масленица“, Загадки скомороха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
-закреплять умение детей характеризовать Р. Н. музыку, продолжать развивать умение импровизировать;
-закреплять знания детей об оркестре Р. Н. И., отличать его от симфонического оркестра;
-совершенствовать навыки чистого интонирования ч5 и б6;
-совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве, согласовывать темп движения с партнёром, четко реагировать на сигнал;
-активизировать словарный запас детей;
-формировать интерес к Р. Н. музыке и традициям.
Ход фрагмента НОД.
Дети входят в зал.
М. Р. : Здравствуйте, Ребята! Посмотрите, сколько гостей у нас! Давайте поздороваемся с ними и со всем, что вокруг нас. Приготовьте ладошки, погрейте их.
Здравствуй, солнышко! – руки на уровне головы
Здравствуй, небо! – руки вверх
Здравствуйте, деревья! – качать руками над головой
Здравствуй, матушка - земля! – руки к полу
Здравствуй, я! – обнять себя, руки накрест
Здравствуй, я! – поменять руки
Здравствуйте все мои друзья! – руки к гостям
М. Р. : Ребята, какой красивый сундучок! Это ваш? (нет) И не мой… Он нам будет мешать, надо убрать! Ой, да здесь какая-то записка. Прочитаем? (Да).
Шкатулку не открывать,
Словечки дописать.
С настроением___
Приходите на праздник___
Возьмите ___ ___ ___
Готовьтесь…
Волшебные слова:
«До, ре, ми, фа, соль, ля, си-
Музыка, скорей звучи!»
М. Р. : Не очень понятно. Странная записка. Здесь не хватает слов. Нас приглашают на какой-то праздник, но для этого нам нужно какое- то настроение. Что же нам делать? Давайте прочтем ещё раз. Чтобы всё стало понятным, надо узнать недописанные слова. С чего же начать? (Сядем на ковер. Попробуем сказать волшебные слова.)
Слушание. (на ковре).
М. Р. : Так какое настроение передаёт эта музыка?
Дети: Веселое, радостное.
М. Р. :А почему? Какая это музыка? Как можно про неё сказать?
Дети: Веселая, заводная, плясовая…
М. Р. : Правильно, а ещё можно сказать задорная, смешная, озорная…
Так какое настроение передала эта музыка? (веселое). Дописываем слово в записку.
СЛАЙД.
Посмотрите на экран. Изображены два оркестра. Какие?
Дети : Симфонический и народный оркестры.
М. Р. : Как догадались?
Дети: По инструментам.
М. Р. : Какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети:…
М. Р. : Какие инструменты входят в состав оркестра Р. Н. И. ?
Дети:…
М. Р. : Молодцы, а как вы считаете, какой оркестр исполнял это пр-ние?
Дети: Народный
М. Р. : Докажите.
Дети: Играли балалайки, гармошки, дудки, ложки, рожки…
М. Р. : Правильно. Играли русские народные инструменты.
Скажите пожалуйста, что можно делать под эту музыку? (Плясать).
Правильно. Это русская плясовая.
М. Р. : А какие движения русской пляски вы знаете, покажите. (показ детей).
Прекрасно, а сейчас под русскую плясовую вы придумаете свою русскую пляску.
(показываю ещё движения для мальчиков и девочек)
Танцевално-творческая импровизация.
М. Р. : Здорово! Отличная пляска получилась! В записке нас приглашают на какой-то праздник. А как вы думаете, на каком празднике так можно танцевать?
Дети: !
М. Р. : Мне кажется, в записке нас приглашают на какой-то народный праздник! Какой народный праздник скоро будет?
Дети:… Масленица.
М. Р. : Какие вы умницы! Вот и второе слово из нашей записки. Дописываем.
М. Р. : Ребята, на масленицу люди готовят много разных угощений. А про главное угощение я загадаю вам загадку.
На Масленицу угощение № 1 На этот праздник
Круглый да румяный…. (блин)
А почему это главное угощение?
Дети : Потому что блин – символ солнца.
М. Р. : Правильно. Ещё этот праздник называют «Проводы зимы. Встреча весны». Что же нам надо взять? Что делают на масленицу?
Дети: Водят хороводы, поют песни.
М. Р. : А ещё веселятся, играют, на санях катаются. А как люди кричат, когда с горы едут? (Ух). А сейчас наберём много воздуха и Ух! И ещё раз Ух! А давайте пропоем, как сани едут вниз.
Распевка «Едут сани вниз».
М. Р. : Молодцы. А вот вам музыкальная загадка. (Проигрываю мелодию песни «Бабушка»).
Кто узнал, что это за песня?
Дети: Про оладушки.
М. Р. :А подойдет нам эта песня на Масленицу? Конечно, ведь оладушек - это маленький толстенький блинчик, их тоже пекут на масленицу.
Давайте вспомним эту песню и споём 1 куплет.
Пение 1 куплета под ф-но.
Вы пели эту песню в сопровождении ф-но. А сейчас я хочу предложить вам научиться петь эту песню под фонограмму оркестра русских народных инструментов. Присядьте на ковёр. Послушайте, как она звучит.
1. Слушание отрывка.
М. Р. : Вам понравилось, как песня звучит, вы даже сами подпевали. А сейчас я включу ещё раз, но теперь петь будете вы. Вы сами будете артистами. Хором будете петь под фонограмму оркестра.
2. Пение по дирижерскому жесту.
М. Р. : Здорово получилось. Вам понравилось? И мне понравилось. А можно ли эту песню как –нибудь ещё украсить? Как? (сплясать, подыграть на инструментах). Посмотрите, есть ли что-то в зале для украшения песни? (ложки, бубны). Возьмите инструменты. Теперь вы будете и певцы, и музыканты - оркестранты. Бубны будут играть 1,2, ложки 1-2-3. Попробуйте. Потренировались. Но будьте внимательны, инструменты играют только на проигрыш, а когда вы поёте, инструменты молчат.
3. Оркестровка проигрыша.
М. Р. : Замечательно. Положите инструменты. Берём песню на Масленицу? Дописываем.
СЛАЙД.
Посмотрите на экран! Что это изображено? Что необычного в этом изображении?
Дети: Наполовину зима, наполовину весна.
М. Р. : А в жизни так бывает? А где бывает? ….). В какой песне об этом поётся?
Дети: Как зима с весною повстречалися.
М. Р. : Правильно. Вы знаете 1 куплет песни. Давайте споём его. Как вы считаете, для праздника хватит и одного куплета, или надо выучить песню до конца? (До конца).
Работа нам мелодией во 2 куплете.
1. пропевание скачков мелодии с ручными жестами. Правильно пропевать окончание слов и мелодии в окончаниях фраз.
М. Р. : Но эта песня – хороводная. Что такое Хоровод? Хором ходим, хором водим, хороводим. В хороводе есть главный человек, который заводит хоровод. Его называют ХОРОВОДНИК. А как можно водить хоровод?). А ещё есть в хороводе такое движение, называется «Улица». Как вы думаете, как для этого нужно встать?). Нужно встать в две шеренги напротив друг друга. Вот и получилась улица. Теперь на первую фразу будем идти навстречу друг другу. Идти надо ровной шеренгой, и встретиться посередине ковра. Одна шеренга со мной, другая –с в-лем. Я тоже буду с вами хоровод водить, поэтому петь мы будем без музыки, это называется А-капелла.
Разучиваем движ-я 1 куплета.
(Сходимся-расходимся, кружимся вправо, за хороводником, на топающем шаге, руки полочкой.)
М. Р. : А теперь я вам буду играть, а вы водить хоровод.
1 куплет под муз. сопровождение.
М. Р. : Молодцы! Вот мы с вами и пели, и плясали, самое время на санях кататься. Прямо здесь, в зале! Становитесь парами друг за другом. Но будьте внимательны: бежать не очень быстро, не наталкиваться друг на друга, а как только услышали звук бубна - быстро меняйтесь местами в парах. Музыка будет продолжать звучать, а сигналом будет звук бубна.
Игра «Саночки»
М. Р. : Ну, накатались! Отряхните снег, потянитесь повыше.
Берём эту игру на Масленицу? (берём). Допишем слово и прочтём, что у нас получилось?
С НАСТРОЕНИЕМ ВЕСЁЛЫМ
ПРИХОДИТЕ НА ПРАЗДНИК МАСЛЕНИЦА
ВОЗЬМИТЕ ПЕСНЮ, ХОРОВОД, ИГРУ
ГОТОВЬТЕСЬ…
М. Р. : Ребята, а как мы готовились?
Дети: Песни пели, оркестром играли, на санях катались, хоровод учили.
М. Р. : Скорее смотрите на экран!
СЛАЙД (скоморох)
А вот и я! Привет, друзья!
Записочка была моя!
Загадал я вам загадки,
Но вы – смышленые ребятки-
Все словечки отгадали…
Теперь шкатулочку берите
И что лежит в ней, посмотрите!
А мне пора, до встречи на Масленице!
М. Р. : Ребята, посмотрите, это солнышки. Они отличаются? Чем? (с разным настроением). Выберите себе такие, какое у вас настроение и покажите гостям…. Какое настроение вы выбрали? Все весёлое? А почему у вас такое настроение?. Отлично.
Здесь их так много, что и гостям хватит. Вы это настроение можете подарить друзьям, сотрудникам, родителям, чтобы весь день у вас был таким же ярким и добрым. До свидания!