Наталья Попова
Фотозарисовка с размышлениями об археологическом музее «Горгиппия» в Анапе
▼ Скачать + Заказать документы
Приглашение погрузиться в античную историю
Некоторое время назад, когда нам довелось побывать в Анапе, мы посетили археологический музей, который по существу составная часть, филиал Краснодарского Государственного музей заповедника им. Е. Д. Фелицина, включая в себя археологический заповедник «Горгиппия» и отдел краеведения.
Публикация «Фотозарисовка с размышлениями об археологическом музее „Горгиппия“ в Анапе» размещена в разделах
Мне давно хотелось о нём рассказать, но как-то руки не доходили. Всё казалось – не ко времени это. А, собственно, когда оно наступает, это время? Всё просто. Наступает оно тогда, когда что-то в окружающем вспыхивает искоркой и требовательно настаивает: расскажи! Вот оно и пришло, это время. А вот что послужило толчком, попробую объяснить. На страницах публикаций коллег я встретила упоминание об японском искусстве кинцуги, кажется, это было у Людмилы Рыбаковой, но, не желая ошибиться, утверждать не буду. Но именно эта встреча с упоминанием вызвала воспоминание о восхищении, пережитом в том музее.
Начну с того, как поразил меня сам музейный зал, небольшой, но очень светлый и наполненный огромным количеством информации. Я никак не ожидала, что в маленькой Анапе может быть такой превосходный музей-заповедник. А прибавка «заповедник» объясняется раскопками, проводимыми на территории музея и представляющими зрителям наследие греческой цивилизации, которая стала фундаментом современной европейской культуры.
В двух словах попробуем вспомнить некоторые факты из истории этих мест,
а для этого перенесёмся в IV век до н. э. в Боспорское царство. Греческие колонии были разбросаны по всему черноморскому побережью, и среди них была богатая Горгиппия, названная в честь брата царя Левкона I, Горгиппа.
Он и стал наместником в городе, который мы знаем ныне, как Анапу. Всё, что появилось из-под земли, благодаря упорному и кропотливому труду археологов, повествует нам о той жизни, с её радостями и печалями, войнами и свидетельствами мирной жизни. И все эти богатства (ну, или какая-то их часть, потому что музейный зал не в состоянии вместить все находки) взирают на нас, любопытствующих и рассматривающих с неослабевающим интересом эти раритеты, из-за стекол витрин или просто из-за шёлкового каната, упреждающего желание посетителя потрогать руками эти редкости!
Так при чём же здесь кинцуги? А при том, что в одной витрине я увидела кувшин, любовно и бережно склеенный из осколков так мастерски, что невольно появилась мысль, что реставратору хотелось продлить жизнь этого сосуда, подчеркнув этим его значимость. Только вот нет здесь золотого шва, нет лака уруси, присущих искусству кинцуги, а есть только следы склейки, выполненные виртуозной рукой мастера.
Я покажу и другие исторические ценности музея, которые завораживают и долго от себя не отпускают, погружая зрителя в атмосферу древности.
Это карта встречает нас на главной стене зала.
Сосуды и амфоры, в которых перевозили масло, зерно и вино.
В меньших сосудах хранили и перевозили и благовония.
А это так называемый женский уголок в домах греков. Здесь хранились и косметика, и грим, и аксессуары греческих кокеток и благоразумных матрон.
Такие вазы и сосуды стояли на пиршественных столах.
Греки умели выдувать и тончайшее стекло, посмотрите, какие изящные формы.
А вот и ложе, на котором возлежал хозяин дома, решая походя домашние проблемы.
Это фрагменты фресок, рассказывающих о подвигах Геракла.
В зале музея и на раскопках проводятся уроки истории со школьниками. И как приятно было видеть, что дети разговаривают даже на воздухе, на территории раскопок, вполголоса, будто боятся нарушить эту историческую атмосферу!