Миляуша Шайхеева
Фототерапия в абилитации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «Абилитация» применяется в отношении детей с врожденными или рано приобретенными нарушениями развития, речь идет не о возвращении способности, а о первоначальном её формировании. Понятие «Абилитация» используется в таких областях как медицина, психология, специальная и социальная педагогика. С медицинской точки зрения абилитация - это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойке утрате возможностей учиться, трудиться.
Публикация «Фототерапия в абилитации детей с ОВЗ» размещена в разделах
С точки зрения специальной педагогики абилитация- комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психофизического развития ребенка.
В этой статье мы рассмотрим один из таких методов абилитации детей с ОВЗ, как модульная программа по использованию элементов фототерапии, которая была разработана и реализована специалистами на базе ГБУСО МО «Комплексного центра социального обслуживания и реабилитации «Оптимист» г. Сергиев Посад.
Уникальность и значимость работы специалистов центра, использующих фотооборудование и фотоматериалы, заключается в ее многоцелевом характере. Преимущество такой работы в том, что формирование основ личности ребенка с особыми потребностями гармонично вплетается в разнообразные аспекты жизни ребенка. Опыт показал, что работа по изучению и созданию фотографий, использованию их в качестве стимульного материала детьми с различными формами нарушений развития, является хорошим мотивационным фактором и открывает дополнительные возможности для педагогов, психологов, логопедов и дефектологов.
Фототерапия, как психотерапевтическая методика работает с одной из форм визуального искусства – фотографией. Фотография применяется специалистами в работе с детьми, для решения разнообразных психологических, педагогических проблем, а также для гармонизации и развития личности. Фототерапия в качестве арт-терапевтического метода уже давно завоевала признание специалистов, использующих психологию творчества, как терапевтический «ключ» к решению проблем человека. Педагог-психолог разрабатывает перспективный план занятий, который дополняется фото и арт-терапевтическими элементами, упражнениями, играми, сказками, позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-чувственного отношения ребенка, взрослого и т. д. к окружающему миру. [ 3: с. 145].
Специалист заинтересовывает ребенка необычными способами работы с фотографиями. Это располагает к проявлению творчества, дает возможность ощутить уверенность в себе, и создать ситуацию успеха. Каждое занятие включает в себя арт-терапевтические упражнения, задания. Использование технологий фототерапии может стать частью работы психолога, дефектолога, воспитателя, логопеда. Попутно педагогами решаются задачи по развитию речи и ее понимания, зрительно-моторной координации, сенсорного восприятия, умению выполнять инструкции, способности к взаимодействию, к коммуникации и многие другие. Возможности, предоставляемые совместным творчеством, позволяют знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, развивать активность, мотивацию к деятельности. Ребенку предоставляеют достаточную степень свободы действий для выявления его интересов, способностей и использования потенциала в процессе фототерапии. Педагог должен обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, для любого действия находить особую мотивацию, учитывая его возможности. Таким образом, фотография сочетает в себе множество форм творческой деятельности, которые могут использоваться в ходе занятий в различных вариантах и сочетаниях, обеспечивая многостороннее исцеляющее, гармонизирующее и развивающее воздействие на участников.
Занятие по фототерапии можно проводить с детьми, начиная уже с 3-4 лет, попавшими к психологу с разнообразными психологическими проблемами, такими как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение. На занятиях можно использовать как фотографии, так и слайды. В некоторых ситуациях можно в каждом из предложенных упражнений использовать готовые фотографии. Это снимки, принесенные детьми из семейного архива; распечатанные фото из интернета. Такие занятия способствуют повышение социальной компетентности детей с ОВЗ, приобретение ими нового социального опыта для формирования жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, через включение их в творческую деятельность. [ 2: с. 87].
Процесс фотографирования требует применения умений, которые у особого ребенка зачастую еще только нужно развивать. На первый взгляд, фотографирование — совсем легкое дело, учитывая технологии современных фотоаппаратов. Однако в работе следует соблюдать ряд условий. Ребенок должен уметь ждать и выполнять инструкции; правильно захватывать камеру, держать ее ровно, не закрывая объектив; ребенок должен уметь сконцентрировать внимание на объекте фотосъемки; уметь выделять картинку из фона, а из общей картинки — конкретные элементы. [ 1: с. 5].
В рамках проекта «Фототерапии», на базе реабилитационного центра "Оптимист", был проведен областной семинар по вопросу использования различных вариантов фототерапии при оказании услуг абилитации детей с инвалидность и с ограничениями жизнедеятельности. На семинаре присутствовали представители более 15 реабилитационных центров, оказывающие социальные услуги в реабилитационных центрах по Московской области. Специалисты поделились со своими коллегами опытом работы с детьми с ОВЗ.
Так же осуществляется публикации в муниципальной общественно-политической газете «Вперед» Сергиево - Посадского района. Рубрика «Особый взгляд», где дети в роли специальных корреспондентов представляют свой взгляд на интересующие их события.
Фотографии детей участвовали в различных конкурсах, таких как «Детский благотворительный фестиваль "Пасхальный звон", организованным Сергиево-Посадским Благочинием Московской Епархии. Выставка детского творчества «Божий мир глазами ребёнка». Участвовали и получили дипломы за 1 место номинации "Искусство фотографии» в Детско-юношеском фестивале - конкурсе художественного творчества "Чудеса без границ", организованным администрацией Сергиево-Посадского муниципального района.
Так же в центре проводятся ежеквартальные семейные фотосессии, воспитанников РЦ "Оптимист" с родителями. Дети не только фотографируются, но и являются фотографами своей семьи.
Совместная работа над изготовлением фотографий, затем их систематизация, просматривание и комментирование самим ребенком или взрослым помогают ребенку лучше разобраться во множестве невербальных знаков, понять свои и чужие эмоции, а также лучше ориентироваться в отношениях окружающих и яснее понимать цели их действий, обучаясь правильно вести себя в тех или иных ситуациях. Использование фототерапии в абилитации детей с ОВЗ дает возможность детям с инвалидностью и с ограничениями жизнедеятельности показать свои таланты и безграничные возможности. Помогает поменять отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и создать яркое событие в жизни этих детей как дополнительную возможность их социализации.