Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Фотоотчет о занятии по аппликации «Украшение полотенца» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества очень важно возвращаться к народной педагогике, к национальным традициям. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввёл в педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в народном искусстве национальную самобытность, богатейший материал для воспитания у подрастающего поколения любви к Родине.
Публикация «Фотоотчет о занятии по аппликации „Украшение полотенца“ в старшей группе» размещена в разделах
- Аппликации. Все виды аппликации
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2020
На протяжении всей истории белорусский народ накапливал и развивал самобытную национальную культуру. Надо, чтобы ребята знали свои истоки, гордились ими. Решать эту задачу нам помогают занятия по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством Беларуси.
Наши дети неоднократно рассматривали в группе изделия белорусских народных мастеров, предметы белорусского ткачества, белорусские узоры.
Хочу представить Вашему вниманию фотоотчет о занятии по аппликации на тему «Украшение полотенца». На белорусском языке «Упрыгожванне ручніка». «Ручнік» - именно так на белорусском языке называют полотенце.
Задачи занятия : развивать умения создавать декоративную аппликацию по мотивам белорусского народного ткачества (узор для ручніка, самостоятельно подбирать образцы из различных форм, цветовую гамму, применять способы вырезания, воспитывать интерес к народному творчеству.
Материал к занятию : белые полоски – сілуэты беларускіх ручнікоў, цветная бумага, клей, кисти, ножницы, салфетки.
Сначала я провела беседу в сопровождении презентации «З гісторыі беларускага ручніка».
Ребята узнали, что белорусы издавна пользуются полотенцем. Ткут и расшивают его, продолжая совершенствовать красоту, над которой работало множество поколений. Каждое из них поколений складывало в единую народную копилку особенности узоров, элементов, технических приемов, наилучших цветовых сочетаний. Постепенно вырабатывались и характерные особенности традиционной отделки белорусского ручника. У каждой хозяйки в доме были вышитые руками полотенца. В них она воплощала свой характер, чувства, настроение, свое ощущение красоты, демонстрировала свое ремесленное мастерство. Украшались полотенца по-разному. Узор подбирался в зависимости от обряда, в котором его использовали.
Слайд 2
Были ручники, которые вывешивали в «красный угол» в старинной белорусской избе вместе с иконой,
Слайд 3
«хлебосольным» ручником встречали дорогих гостей.
Слайды 4, 5
«Крестильный» рушник использовали при крещении младенца,
Слайды 6, 7
«свадебные» ручники – при обряде венчания,
Слайд 8
«поминальный» ручник завязывали на кресте во время посещения могил предков.
В каждом районе Беларуси сложились свои традиции украшения ручников.
Слайды 9
Ручники Заподного Полесья.
Слайд 10
Ручники Восточного Полесья.
Слайд 11
Ручники Приднепровья.
Слайд 12
Ручники Поозерья.
Слайд 13
Ручники Понеманья.
Слайд 14
Ручники Центральной Беларуси.
Слайды 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
Имелось много символов, которые использовались при украшении ручника : узор Земли, Звезда, узор хлеба, Богач, символ ребенка, детский оберег, символ любви, купальская трава, узор солнца, дерево жизни, житная баба, Берегиня, Параскева Пятница, орнамент предков.
После беседы провела народную подвижную игру «Ручнік».
Цель: вызвать желание играть в народные подвижные игры, развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать интерес к народным традициям.
Оборудование: полотенца с национальным орнаментом.
Дети становятся парами и берут полотенце с разных концов. По сигналу воспитателя, игроки начинают заворачиваться в него до тех пор, пока оба ребенка не встретятся друг с другом.
Воспитатель отмечает точку соприкосновения. Далее игроки разворачиваются. По точке соприкосновения полотенце складывается. Выигрывает тот, у кого длина края больше.
Ручник и сегодня является предметом быта в современном мире. В подтверждение этого предложила детям словесную игру «Доскажи словечко».
Искупали малыша,
Вымыли всё тельце.
Вытирали малыша
Мягким … (полотенцем)
С мокрыми водиться
Можно у водицы,
А в других местах, друзья,
Мокрым быть никак нельзя.
И для вытирания после умывания
Замечательное средство
Есть, и это —…. (полотенце)
И махровое, и гладкое бывает.
Кто помылся, тот о нем не забывает:
Взрослого, младенца
Вытрет … (полотенце)
Затем повторила с детьми приемы и способы вырезывания, провела пальчиковую игру «Моем руки».
Ах, водичка, вода.
Будем чистенькими всегда.
(изображаем, как надо мыть руки: размеренно вкруговую потирая ладошки одну другой).
Брызги — вправо, брызги — влево!
(сжимаем пальчики, а затем резко их выпрямляем, изображая стряхивание).
Чистым будет наше тело.
(«вытираем» руки о полотенце).
Мыло, шампунь, зубная паста,
Расческа, полотенце, зубная щетка непременно –
Вот предметы гигиены.
(загибаем поочередно пальцы обеих рук)
После игры предложила ребятам создать свой ручник. Ребята принялись за работу.
Подготовили элементы для украшения полотенца.
Каждый старался создать свой узор.
Итогом занятия стало оформление выставки «Беларускі ручнік».