Оксана Халеева
Фотоочерк «Сохраним память о Великой Победе!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема войны: как и о чём рассказывать детям дошкольного возраста.
Подрастающее поколение уже с дошкольного возраста вправе знать о фронтовиках, людях старшего поколения, о своих прадедах и дедах, о том, как они отстояли эту Победу, как громили фашистов на фронтах, как отважно сражались в партизанских отрядах, бессменно трудились в госпиталях, на фабриках и заводах.
Публикация «Фотоочерк „Сохраним память о Великой Победе!“» размещена в разделах
Учитывая исключительную феминизацию дошкольного образования, тема патриотической деятельности женщин, их ратного и трудового подвига в годы Великой Отечественной войны хорошо воспринимается детьми. Педагоги могут обратить внимание дошкольников на стойкость женского характера, бесстрашие, проявленное многими юными девушками на поле боя под огнём противника. Автор книги «Девичий батальон» Т. А. Репина на многочисленных примерах показывает, что женщины в сложных ситуациях на войне не уступали мужчинам. Дети с интересом слушают короткие и не лишённые юмора военные истории и людские биографии из этой книги, например истории о девушках авиационного полка, студентках университета, добровольцах, прославившихся своими подвигами.
Педагоги могут рассказать, что чаще всего женщины на фронте и в тылу были медицинскими работниками – врачами, медсёстрами и санитарками. Они выносили раненых с поля боя, лечили их в госпиталях, поднимали настроение шуткой и добрым словом, что помогало раненым солдатам быстрее выздороветь. Такой была и наша бабушка – Халеева Александра Дмитриевна! Она служила в 115 – ой стрелковой девизии, 233 – ем медсанбате, 54 –ой армии. 6 мая 2018 года ей исполнилось 95 лет!
Мы её любим и желаем дожить до 100 лет!
Поздравление от Президента В. В. Путина.
Кроме того, женщины во время войны были снайперами, разведчицами, артиллеристами и даже танкистами. Они охраняли минные поля, аэродромы, помогали на военных кухнях поварам, стирали солдатское бельё, выполняли другую работу фронтового обслуживающего персонала. Чем это не сюжеты к ролевым играм с детьми, режиссуру которых может создать творческий педагог? Через участие в ролевой игре детям может стать чуть ближе атмосфера жизни их прадедушек и прабабушек во время войны.
В сюжет можно включить игровую линию про жизнь людей в тылу. Женщины, пожилые люди, подростки беззаветно работали на нужды обороны на трудовом фронте, одухотворённые желанием защитить свою Родину. Они заменили ушедших на фронт мужчин – отцов, братьев, мужей, сыновей. На военных заводах заменяли мужчин – слесарей, токарей, фрезеровщиков. На полях – трактористов. Они участвовали в строительстве бомбоубежищ, рыли траншеи и ставили оборонительные сооружения, оказывая тем самым большую помощь армии. Многие труженицы и труженики тыла были удостоены звания Героя Социалистического труда, миллионы людей в стране награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Дети легче усваивают новое через игру и беседу с наглядно – иллюстративным сопровождением. Игры военной тематики можно проводить на участке детского сада в холодное и тёплое время года. Например, дети могут поучаствовать в «строевой подготовке будущих солдат». Мальчики будут осваивать строевой шаг, рапортовать командиру, нести караульную службу по охране военного склада, чтобы никто не мог подойти к отмеченной черте. В игровых заданиях с ползанием по-пластунски могут участвовать мальчики и девочки. Например, в задании подползти к «раненому солдату» дети должны попытаться ползти на боку, девочки в роли медицинских сестёр и военных фельдшеров – оказать медицинскую помощь «бойцам», помочь им переместиться в безопасное укрытие и пр. Мальчики – партизаны отправятся на задание, «разведчики» будут сообщать командиру по игрушечной рации «секретную» информацию. Понятной для детей может стать тема ролевой игры «Работа фронтовой почты» и другие сюжеты.
Для развития сюжетов игр на помощь придут детские книги на тему войны. Они расскажут детям о боевых годах и великих сражениях, поведают о том, кто такие партизаны и в чём их подвиг. Это рассказы С. Алексеева «Рассказы о полководцах», «Подвиг Ленинграда», «Великая Московская битва»; Е. Воробьёва «Обрывок провода»; Б. Алмазова «Горбушка»; А. Митяева «Шестой неполный»; стихи К. Симонова «Сын артиллериста», В. Лебедева – Кумача «Два друга», С. Михалкова «После Победы» и др.
С дошкольниками можно поговорить о жизни детей в период военного лихолетья. Помогут наглядные материалы: фото из семейных архивов родителей воспитанников, сохранившиеся игрушки военного поколения и др. Можно рассказать нынешним детям о буднях и радостях детей военного поколения. Они тоже любили играть и беспечно веселиться, их игры были не менее увлекательны, чем у сегодняшних детей, но они не оставались в стороне от забот взрослых. Литературные источники помогут рассказать детям о героизме маленьких защитников Родины; о тимуровском движении, сборе металлолома, макулатуры для нужд фронта; о пионерах-героях.
Полезно обратить внимание детей на тяжёлые условия жизни прадедушек и прабабушек в военное время. Война обездолила огромное количество маленьких граждан страны – многих лишила родителей и отчего дома. Условия войны, скудное питание сказались на состоянии здоровья и самочувствии детей военного времени. Для обучения и воспитания детей-сирот и детей – воинов Красной армии, сражающихся на фронтах, открывались детские дома, суворовские училища, интернаты.
Педагоги могут рассказать своим воспитанникам о патриотическом настрое молодёжи того далёкого времени. Следует подбирать такие слова. Которые помогут маленькому ребёнку эмоционально воспринять и почувствовать искреннюю любовь к Родине, переполнявшую сердца миллионов юношей и девушек. Они шли в военкоматы, чтобы стать добровольцами, встать в ряды Красной армии и отправиться на фронт защищать страну. Но, несмотря на все испытания, молодёжь находила повод, чтобы повеселиться, поозорничать и пошутить, устраивали праздники, активно участвовали в самостоятельных выступлениях. Рассказывая об этом, педагогу целесообразно эмоционально включить детей в атмосферу военного творчества («Вечер военной песни (танца)», «Викторина фронтовых шуток», «Конкурс военной поэзии» с участием родителей, детей и педагогов). Личные семейные архивы как педагогов, так и родителей воспитанников могут стать наглядным средством приобщения детей к истории военного прошлого.
В своей работе я использую такую форму работы с детьми, как создание совместного плаката к празднику 9 мая. В процессе создания знакомлю дошкольников с символикой, рассказываю, что обозначает. Дети с интересом воспринимают новую информацию.
Вот как создавалась коллективная работа. Софа разукрасила георгиевскую ленточку.
Алиса завершает.
Юля раскрасила гвоздики.
Павлик раскрасил цифру девять.
Таечка с интересом наблюдает, даёт советы.
Настя нарисовала голубей через трафарет.
Ильдар разукрасил звезду.
Вот что у нас получилось!
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
(С. Маршак)