Марина
Фотоотчёт о наблюдениях с детьми ко Дню тени на МAAM
Наблюдения за тенью мы проводили с детьми на прогулке в ясные солнечные дни в разное время года. Конечно, научные знания мы старались детям не давать, но с самыми элементарными понятиями о тени их знакомили.
Нашим детям было интересно узнать о том, что такое тень?
- Тень нельзя почувствовать на ощупь, потрогать рукой, значит тень – это не предмет, а явление – пространственное оптическое явление.
Как же образуется тень?
Публикация «Фотоотчёт о наблюдениях с детьми ко Дню тени на МAAM» размещена в разделах
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» июнь 2020
Обратили внимание детей на то, что все предметы при освящении их Солнцем или другим источником света (лампа) отбрасывают тень на горизонтальную поверхность.
- Тень образуется тогда, когда лучи Солнца встречают на своём пути преграду, сквозь которую не могут пройти, поэтому с обратной стороны преграды и образуется тень.
- Тень – это та часть окружающего нас пространства, куда свет от источника света (Солнца) не попадает.
Благодаря этому явлению на Земле можно наблюдать Солнечные затмения, когда Луна, проходя между Солнцем и Землёй, частично или полностью закрывает Солнце.
Чтобы увидеть свою тень нужно обязательно встать спиной к источнику света (Солнцу, а если встать лицом, то своей тени увидеть нельзя, она окажется у вас за спиной. Всё это дети проверили экспериментальным путём.
Экспериментальным путём с помощью ГНОМОНА мы с детьми определили, что длина тени зависит от высоты Солнца над горизонтом. На протяжении прогулки мы с детьми отмечали, что тень от шеста (ГНОМОНА) перемещается и с каждым разом становится всё короче. Чем выше Солнце, тем тень короче. В полдень (в момент окончания прогулки) самая короткая тень.
Во время вечерней прогулки определили с детьми, что чем ниже Солнце, тем тень длиннее.
Дети с интересом наблюдали за собственной тенью и пытались устроить своеобразный театр теней – тень каждого из них повторяла все их движения.
Детям очень интересно было узнать, что люди научились использовать тень в Театре теней, где танцоры выступают за большим прозрачным экраном, используя свою гибкость и пластику. А раньше для показа Театра теней использовали кукол – марионеток на тонких палочках.
Мы рассказали детям о том, что ещё в древние времена люди научились определять время суток по тени, которая падала от предметов, находящихся на Солнце. Так были изобретены Солнечные часы.
Мореплаватели научились прокладывать курс по звёздам, Луне и Солнцу, наблюдая за тенью на поверхности Земли.
Объяснили детям, что с помощью Солнца можно определить стороны горизонта, но только днём и только в ясную солнечную погоду.
Вот такие интересные наблюдения можно провести на прогулке в солнечный день.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!