Получи документы

Форсайт-сессия «Создание условий для плодотворного взаимодействия детского сада и родителей»

Пагубина Зульфия
Форсайт-сессия «Создание условий для плодотворного взаимодействия детского сада и родителей»

Цель: создание желаемого образа будущего в части условий для партнерства с родителями и определение стратегий его достижения в процессе совместной деятельности.

Задача: определить, какова вероятность развития взаимоотношений дошкольного учреждения и семьи, развитие аналитических навыков прогнозирования, коммуникации, диагностики достижения поставленной цели по определению и созданию возможного будущего.

Материалы и оборудование:

Публикация «Форсайт-сессия „Создание условий для плодотворного взаимодействия детского сада и родителей“» размещена в разделах

На каждую подгруппу лист ватмана, рабочие листы А4, цветные маркеры, клеевые карандаши, цветные стикеры, для составления Дорожная карта «Детский сад будущего», конверты с раздаточным материалом, памятка, лист А1 с изображением «Лесенки успеха»,

Мулти-медийная установка, музыкальный центр, аудиозапись для упражнения «Качели времени».

Предварительная работа: консультации для родителей «Технологии развивающего и проблемного обучения», «Проектная технология», «Здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ», «Технологии личностного развития», «Что такое форсайт технология», оформление выставки творческих работ «Детский сад моей мечты» (работы семей и сотрудников ДОУ).

Пояснительная записка

Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – инновационный инструмент моделирования будущего.

Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды.

Форсайт - это процесс, который включает в себя три стадии:

Создание образа вероятного будущего

Создание сценария перехода из настоящего в желаемое будущее в виде "дорожной карты".

Создание стратегических и экономических договоренностей участников, по поводу того, как эта "дорожная карта" будет реализовываться.

Виды реализации форсайтов :

Сессия - участники встречаются и обсуждают желаемое будущее. Формируют общее видение, или хотя бы договариваются, что необходимо встречаться дальше, чтобы от диалога и обмена мнениями перейти к конкретным решениям.

Проект - цикл событий, в котором есть часть форсайт технологий. Результатом может быть "дорожная карта", с которой все согласны. Осталось спланировать ресурсы и сроки на "Сессии стратегического планирования".

Процесс - полноценный форсайт как процесс, который предшествует, дополняет и развивает любую стратегию. Стратегия возникает из форсайта, и является его результатом.

Зачем нужен форсайт в образовании?

Чтобы понять, что мешает развитию образовательной организации.

Прогнозировать развитие организации на перспективу.

Понять, какие образовательные услуги востребованы в настоящее время, а какие – в будущем.

Узнать, что делать, для получения конкурентного преимущества.

Оптимальное количество участников форсайта : от 5 до 15 человек. При этом количестве участники еще слышат друг друга и способны порождать новые идеи. Если участников больше, то они:

1) делятся на группы по направлениям, результаты вносят в общую карту и синхронизирую;

2) они делятся на группы, и выполняют задачи самостоятельно, затем результаты собираются, и рисуется общая карта.

Роли на форсайте :

1. Участники (родители)

2. Ведущий (воспитатель) : предварительно проектирует процесс, собирает информацию и анализирует требования, держит участников в "рамках будущего", инструктирует модераторов и участников

3. Модератор (воспитатель) : ведет процесс, управляет коммуникацией, управляет содержанием

4. Команда поддержки.

Задача участников – не просто создать образ будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут к поставленным целям.

Ход форсайт-сессии.

(Слайд №1)

Ведущий: Тема сегодняшней встречи - «Создание условий для плодотворного взаимодействия детского сада и родителей». Приглашаем вас поразмышлять, каковы особенности современных родителей, какие условия к 2025 году и далее должен создать детский сад для родителей? Чем должно быть наполнено общение с сегодняшними и будущими папами и мамами воспитанников? Как достичь удовлетворенности семей, а значит, качества работы ДОУ?

Заглянуть за горизонт нам поможет Форсайт. Что же такое форсайт?

(слайд №2)

Каковы «Базовые принципы форсайта» ?

(слайд №3)

В конце форсайт-сессии у нас должна выстроиться конкретная Дорожная карта «Детский сад будущего» на перспективу.

(Слайд №4)

Какая же терминология используется в форсайте?

(Слайд №4)

(при необходимости дается пояснение к слайду - например, безусловный современный тренд – повышение качества образования, по нацпроекту, Российское образование должно войти в десятку лучших в мире).

Технологии в сфере образования – это известные нам технологии развивающего и проблемного обучения, проектные, здоровьесберегающие, технологии личностного развития, ИКТ и т. д.

Примером форматов могут быть акции, конкурсы, собрания, заседания, флэшмобы, трудовые десанты, волонтерские мероприятия и т. д.

Угрозы – например, актуальная угроза – запрет на использование отдельных привычных нам мессенджеров, информационных ресурсов и продуктов (ватсап. Вайбер, гугл).)

Перед каждой командой на столах– пока пустая Дорожная карта.

Наша задача – наполнить ее сущностями, то есть образами будущего, трендами, технологиями, форматами.

Перед началом работы форсайт-сессии участникам необходимо договориться о названии своей команды и ряде правил (2 мин.).

(Слайд№5)

(Представление названий команд, обозначение их на столах.)

1 такт. Создание желаемого будущего (идеальный конечный результат -ИКР). Работа в подгруппах.

Ведущий: Форсайт отличается от прогнозирования тем, что начинаем работу с создания образа будущего, а не с анализа прошлого. Нам необходимо сформулировать будущий ИКР и понять, что такое условия плодотворного взаимодействия ДОУ и родителей? Каково поле их соприкосновения? Какая деятельность нас объединяет? Каковы их отношения и в чем они выражаются?

Для раскрепощения нашего воображения предлагаю представить, что на «качелях времени» мы переносимся в будущее – горизонт прогнозирования - 2025 год. (Используем дополнительно метод эмпатии - фоновая музыка «Перемещение во времени»).

(Слайд №6)

Раннее утро 2025 года. Вы – родитель с малышом, стоите у дверей детского сада будущего. Опишите свои ощущения и мысли, ответив на вопросы:

Выделите и запишите на отдельных стикерах слова, характеризующие состояние и мысли родителя 2025 года. Наклейте стикеры в графу таблицы «Образ будущего». (5-10 минут).

Возвращаемся в настоящее (музыка).

(Заслушиваются поочередно команды. Обсуждение формулировок ИКР, отображающих эмоциональное состояние родителей в 2025г)

Ведущий: Как вы считаете, какие из этих идей мы можем реализовать уже к 2025 году? Если считаете необходимым, дополните стикерами с идеями колонку «образ будущего» на ваших картах (участники при желании дополняют).

Таким образом, мы обозначили на карте ИКР, образ будущих условий для создания положительных отношений ДОУ и родителей воспитанников.

2 такт. Выявление трендов.

Ведущий: Составляя образ будущего, мы не можем не учитывать сегодняшние главные направления движения, векторы изменений, которые помогают или мешают нашему движению в будущее. Для этого, мы подготовили вам памятки с выдержками из нормативных документов, касающихся образовательного процесса в ДОУ на сегодняшний день. (Приложение)

Тренд – направление развития в какой-либо области в системе образования, либо определенное явление, продукт или предмет, задающий тон в этой области, а так же основная проблема.

Мы попытались выявить и сформулировать основные тренды и тенденции в дошкольном образовании на сегодняшний день.

(Далее каждой подгруппе предлагается выбрать конверт с парой трендов с примерами формулировок, над которыми предстоит работать. Их необходимо разместить в графе «Тренды». Пример формулировки тренда: «увеличение, рост, ускорение, уменьшение, замедление, несовпадение и т. д.» - «количества., скорости., требований, интереса к. и т. д.» - «в ДОУ, родителей, общественности, в социуме»

В помощь участникам команд предлагаем раздаточный материал - таблицу-пример угроз и возможностей для каждого тренда. Вы можете добавлять свои идеи. Время для ознакомления с материалом – 4 мин.)

Таблица-пример трендов, угроз и возможностей

Примерный тренд риски/ угрозы возможности

Увеличение числа родителей, владеющих ИКТ Дефицит живого общения.

Кибер-угрозы.

Дистанционные формы общения.

Создание безопасного Интернет-контента в рамках ДОУ.

Увеличение числа детей с ОВЗ

Снижение качества освоения программы дошкольного образования детьми. Смена системы оценки развития ребенка родителями и детским садом (успешность у каждого человека своя). Создание условий для совместной с семьями индивидуализации их развития (интенсивный и экстенсивный путь).

Расширение информационного поля в рамках здоровьесбережения детей, педагогики и психологии Неструктурированный поток информации Развитие консультативных форм для семей.

Коммерциализация образования, в перспективе – ориентация на выращивание поколения потребителей. Отток части семей в сектора платных услуг. Развитие разнообразия доп. услуг на базе ДОУ по запросам родителей. Дифференциация оплаты услуг для разных категорий семей.

Повышение качества дошкольного образования Снижение качества педагогических кадров. Повышение квалификационного уровня педагогов ДОУ.

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Увеличение разнообразия форм включения родителей в образовательный процесс Пассивность и отстраненность части родителей. Формальное отношение педагогов и родителей к проведению мероприятий. Учет запросов родителей и их инициативы. Альтернативное образование.

(каждая команда формулирует и представляет свои тренды)

3 такт. Проектировочная мастерская.

Ведущий: Итак, мы сформулировали тренды. (В каждом дошкольном учреждении могут быть свои тренды, например, «увеличение числа молодых специалистов», «развитие инновационной деятельности через участие в инновационной площадке» и др.) И мы переходим к 3 такту – проектировочной мастерской. На этом такте форсайта участникам предстоит заполнить графу «Технологии, форматы, средства». То есть практическими мероприятиями в рамках существующего тренда и ведущие к достижению образа будущего.

(Слайд №7)

Сейчас вам предстоит самостоятельная работа в командах. Наполнение Карты конкретными проектами, событиями, технологиями достижения цели. Время для работы 10 мин. По истечении этого времени каждая команда должна представить свою «Карту» в соответствии с выбранными для работы трендами.

4 такт. Оценка, критика и дополнение карт.

Презентация карт времени командами.

После каждого выступления - перемещение на «Качелях времени» в будущее (аудиозапись).

Сопоставление образов ИКР и средств достижения цели. На этом такте карта подвергается ‘’очистке’’, на ней остаются самые значимые сущности, остальные отправляют в “черных лебедей”.)

Ведущий:

- Все ли сущности на карте ведут к достижению благоприятных условий для родителей?

- Все ли соответствуют заявленному тренду?

- Есть ли какие-либо «черные лебеди» - негативные или неожиданные события, которые могут повлиять на ход или результат?

Вывод:

Ведущий: Итак, сегодня мы попытались с учетом всех факторов договориться о том, каким мы видим будущее взаимоотношений с семьями воспитанников. Наметили основные мероприятия по достижению этого будущего. Общая карта времени складывается из коллективной работы и может корректироваться по ходу продвижения.

Мы не должны брать на себя непосильную задачу. Но когда в будущем родители видят оснащенные игровые комнаты, крутые технологии, мега-продвинутых воспитателей – они будут выбирать наш детский сад. А дети будут только выигрывать от этого.

Рефлексия.

- Оцените уровень новизны для вас используемой формы форсайт-сессии.

- Оцените уровень сложности материала семинара.

- Насколько полезен был сегодняшний семинар для вас с практической точки зрения?

- Выберите для себя подходящую ступеньку на лестнице успеха и подарите

человечку (нарисуйте) воздушный шар.

Литература:

1. Статья «Форсайт- метод» https://b23.ru/p26n

2. Статья «Технология форсайта» https://b23.ru/p263

3. Схема проведения очной сессии RF (работа с картой времени и трендами) https://b23.ru/p266

4. Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи».«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи». «Сила традиций и сила творчества В их сочетании – животворящий источник всякой культуры». П. Н. Савицкий В ДОУ традиционно прошел конкурс.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского садаОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада» Цель: Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. Повышение педагогической.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Создание предметно-развивающей среды в группе детского садаСоздание предметно-развивающей среды в группе детского сада Организация раздевалок В раздевалке находится: - Стенд детских работ и выставка детского творчества - Стенд НОД; - «Информация для родителей».

Создание условий для исследовательской деятельности на участке детского садаСоздание условий для исследовательской деятельности на участке детского сада Естественная потребность детей к познанию окружающего мира стала значимой частью образовательной деятельности в детском саду. Дети-маленькие.

Тезисы выступления о стилях взаимодействия педагога детского сада с родителями Стиль взаимодействия педагога детского сада с родителями Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Форсайт-сессия «Создание условий для плодотворного взаимодействия детского сада и родителей»
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 14:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД