владимирова елена
Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
1. Информационно-аналитическое направление
анкетирование, тестирование
Чтобы глубже понять проблемы в вопросах музыкального развития детей, мы в начале года проводим анкетирование родителей для того, чтобы выявить:
уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания,
определить запросы на музыкальное воспитание,
Публикация «Формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
готовность родителей к сотрудничеству,
провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализирую специфику семьи, музыкальные общесемейные и детские предпочтения, особенности семейного досуга, обдумываю тактику общения с родителями.
Я определила для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Этот критерий отражает не только количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, но и участие родителей в подготовке и проведении совместных мероприятий, помощь родителей в оснащении педагогического процесса (создании музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ и группы).
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной музыкально-досуговой деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы музыкального руководителя и воспитателей, направленной на развитие музыкальных способностей детей.
Родители – исполнители, которые принимают участие в совместной деятельности при условии значимой мотивации, личной заинтересованности;
Родители – наблюдатели. Это родители, которые являются сторонними наблюдателями педпроцесса, не желающие участвовать в каких-либо мероприятиях.
2. Информационно-познавательное направление :
Главной цельюв этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
2. Способствовать изменению взглядов родителей на музыкальное воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Для повышения педагогической компетентности родителей я использую активные формы :
- Выступления на родительских собраниях;
- Индивидуальные беседы с родителями;
- Использование сети Интернет, сотовой связи для обсуждения острых вопросов и распространения информации.
- Мастер-классы, занятия-практикумы.
Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье проводится с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».
На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываю родителям о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей.
Такие темы как: «Правильный подбор репертуара для дошкольника», «Музыкотерапия на все случаи», «Музыка – модель человеческих эмоций», «Играем в музыку» представлены и доступны родителям в буклетах.
(БУКЛЕТЫ НА СТОЛАХ)
Папки – передвижки (у нас это стенд «Музыкальная капель») более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкальных занятий в детском саду. Там были представлены темы:
«Музыкальные игры в детском саду»,
«Ваш ребёнок любит петь?»,
«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,
«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,
«Как в жизнь приходит музыка…»,
«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.
В процессе данной работы я знакомлю родителей
с динамикой развития музыкальных способностей их детей,
с достижениями детей в области музыкального развития,
с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении.
основами знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра).
Помогаю родителям приобрести практические навыки музыкального развития детей (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика);
обучаю совместномумузицированию с детьми.
Также мы обсуждаем организационные и технические моменты предстоящих мероприятий.
Предлагаю вам просмотр видеоролика
«Мастер-класс «УЧИМСЯ ПЕТЬ ВМЕСТЕ»»
(Программа мастер-класса на столе перед вами)
Видеоролик
Презентация авторской логоритмической игры
«КАК ВО ДВОРИКЕ У НАС»
(Презентация на столе)
3. Музыкально-досуговое направление :
открытые просмотры музыкальной деятельности, совместные праздники и развлечения, экскурсии, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты, участие в районных мероприятиях.
Музыкальные занятия (открытые музыкальные занятия).
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области : индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; в сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной деятельности в детском саду.
Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные.
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми в нашем детском саду проводятся праздники:
«День Матери»,
«День защитника Отечества»,
«Масленица»,
«8 Марта» и др.
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:
- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;
- Подготовка отдельных номеров;
- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;
- Помощь в оформлении помещения;
- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.
Это направление самое востребованное, полезное, но и самое трудное.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с другими детьми, с родительской общественностью в целом.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Видеоролик
Первая музыкальная гостиная «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА»
(Программа гостиной на столе)
Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи.
Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.
Видеоролик
Вторая музыкальная гостиная «ПЕСНЯ – ДУША НАРОДА»
(Программа гостиной на столе)
Данная проблема, хорошо раскрывается в работе О. П. Радыновой, «Музыкальное воспитание в семье», в элективной программе Л. Н. Комиссаровой «Музыкальное воспитание в семье».
Программа знакомит с методами и приёмами организации музыкального воспитания в семье, различными формами работы родителей с детьми, раскрывает роль музыки в гармоничном развитии ребёнка и др.
В рамках нового стандарта изменяется и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
Для детей – это возможность приобрести социальный опыт, повысить качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформировать активно-познавательную позицию и школьно-значимые навыки;
Для музыкальных руководителей - оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, сформировать партнерские, доверительные отношения между участниками образовательного процесса; создать пространство для интеграции педагогических технологий, используя ИКТ; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;
Для родителей, неравнодушных к настоящему и будущему своих детей, желающих понимать их проблемы - стать активными участниками и партнерами образовательного процесса, получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка, пользоваться рекомендациями специалистов при выборе школы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Преимущества новой системы инновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с семьей неоспоримы и многочисленны:
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем, учитывая мнения семьи. Педагоги, в свою очередь принимают поддержку родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие;
- это учет индивидуальности ребенка. Педагог знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
- это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий;
- это возможность реализации единой программы музыкального развития ребенка в ДОУ и семье;
- это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.
Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей.
В результате использованияинновационных форм взаимодействия музыкального руководителя с родителями наблюдается :
Повышение качества музыкального образования детей;
Развитие творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
Повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей : из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ;
4. Повышение внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ;
5. Родители становятся более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
6. Обогащение опыта межличностного взаимодействия детей и родителей.
Опыт показывает, что использование инновационных форм работы с семьями воспитанников детского сада даё т положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.