Алла Яцунь
Формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это связано с интенсивным образом жизни молодых мам и пап. В глазах родителей современный детский сад - это надежный помощник в воспитании и развитии детей. В связи с этим одной из актуальных проблем педагогического коллектива становиться включение семьи в процесс воспитания здорового ребенка-дошкольника.
Публикация «Формы взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования).Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей.
Современные учёные (О. Л. Зверева, Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик, С. В. Глебова) выделяют основные формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. По их мнению эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются :
· Родительские собрания;
·Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы;
· Дни открытых дверей;
· Домашние задания;
· Совместный просмотр видеофильмов;
· Передача опыта семейного воспитания;
·Комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье.
· Выпуск газеты.
Родительские собрания являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей. Очень важно чтобы тему и вид собрания педагоги определили вместе с родителями. Они проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.
Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта по воспитанию здорового ребенка. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы. Также в день открытых дверей приглашают родителей принять участие в утренней гимнастике, физкультурном занятии, наблюдать организацию питания, сна, закаливающих процедур и других режимных моментов в ДУ.
Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретные советы по общению с детьми, дать родителям конкретное содержание для общения с детьми. [7, с. 112] Е. П. Арнаутова.
Совместный просмотр видеофильмов заставляет обсуждать проблемы, искать пути к здоровью ребенка. Передачу опыта семейного воспитания можно осуществить через разнообразные интервью, выставки, конференции, на которых родители будут обмениваться опытом между собой, на выставках узнать о досугах своих воспитанников.
Приобщить родителей к педагогической литературе - значит находить точки соприкосновения в воспитании детей. Поэтому в детском саду и группе надо иметь педагогическую библиотеку, которая должна быть литература по разным вопросам семейного воспитания, включая и журнальные статьи. К комплектованию библиотечного фонда целесообразно привлечь самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения. Важны разные формы этой работы : традиционные папки-передвижки, обсуждение отдельных книг или публикаций в ходе консультаций, заседаний дискуссионного клуба, информация на групповом стенде, выставки новой литературы с краткой аннотацией, обзор новинок на родительском собрании и т. д. Задача педагогов - пробудить у родителей интерес к педагогической литературе и помочь выбрать в потоке современных изданий надежные в теоретическом отношении источники.
Анкета для педагогов
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в опросе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребенка.
1. Что Вы понимаете под «здоровьесберегающим педагогическим процессом»?
___
2. Какие формы работы по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) воспитанников Вы используете при взаимодействии с родителями?
___
___
___
3. Какие формы не используются Вами в вашей работе, но Вы бы хотели их использовать?
___
___
4. Какие новые формы работы по взаимодействию с родителями Вы могли бы предложить?
___
---
5. Что Вам более всего удается в работе по укреплению и сохранению здоровья воспитанников?
___
___
___
6. В чем Вы затрудняетесь при реализации задач воспитания здорового дошкольника?
___
___
7. Ваш возраст
до 30 лет
30-40 лет
40-50 лет
50-60 лет
старше 60 лет
8. Ваше образование
Педагогическое высшее
Педагогическое среднее
Не педагогическое высшее
Не педагогическое среднее
9. Ваш педагогический стаж
до 5 лет
5-10 лет
10-15 лет
15-20 лет
20-30 лет
свыше 30 лет
___
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Мы просим вас повзаимодействовать с Вами в выявлении ваших потребностей по сохранению и укреплению здоровья детей.
Ваши искренние и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям.
Подчеркните,пожалуйста,свои ответы.
1. Что в воспитание ребенка вы ставите на 1, 2, 3,4 и т. п. место
· здоровье и физическое развитие
· развитие нравственных качеств
· развитие умственных способностей
· развитие художественных способностей
· раннее обучение ребенка
· другое (что именно) ___
2. Какую помощь Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада по сохранению и укреплению здоровья?
· информационную помощь
· диагностическую помощь
· консультативную помощь
· другую помощь (какую именно) ___
3. Какие формы взаимодействия с детским садом вы считаете наиболее эффективными для себя и почему?
· родительские собрания, конференции, лекции, групповые дискуссии
· беседы, тематические консультации, семинары-практикумы
· информационные листки, газеты, буклеты, книги
· тематические выставки, папки
· дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные, посещения семьи педагогами
· другое (что именно) ___
4. Какую информацию Вы хотели бы получать?
- о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях
- об одежде
- о питании (меню)
- о гигиенических процедурах
- о психофизических особенностях ребенка
- об изменениях в состоянии его здоровья
- о закаливании
- о коррекции осанки
- о профилактики плоскостопия
- о дыхательной гимнастике
· о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи
· другое (что именно) ___
5. На что, на Ваш взгляд, вместе должны педагоги детского сада и родители, члены семьи обратить особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка?
на выполнение режима;
рациональное, калорийное питание;
полноценный сон;
достаточное нахождение на свежем воздухе;
здоровое гигиеническое окружение;
создание благоприятной психологической атмосферы;
наличие спортивных площадок;
физкультурные занятия;
закаливающие мероприятия.
Другое___
7. Что вы дома используете для сохранения и укрепления здоровья вашего ребенка? ___
8. Какие, по вашему, мнению эффективные формы сохранения и укрепления здоровья вашего ребенка проводятся в детском саду?
___
9. Нужна ли Вам, лично, помощь коллектива детского сада по решению проблемы сохранения и укрепления здоровья вашего ребенка ___
по какой проблеме?
___