Ирина Яворская
Формы работы с родителями детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями детей с ОВЗ – одно из важнейших и в тоже время сложных направлений в деятельности педагогов групп компенсирующего развития.
Воспитание ребенка с отклонениями в развитии нарушает весь привычный ритм жизни семьи и приводит к социальной дезадаптации всей семьи. Как правило, такие родители бывают замкнуты или импульсивны, конфликтны. Они предъявляют к педагогам завышенные требования по осуществлению учебно-воспитательного процесса и ожидают быстрого положительного результата, не прикладывая, чаще всего, со своей стороны никаких усилий. Работая с родителями детей с ОВЗ, я столкнулась с такими проблемами, как:
Публикация «Формы работы с родителями детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
1. Умышленное ограничение в общении.
2. Гиперопека.
3. Непринятие родителями своих детей.
4. Отсутствие у родителей знаний и навыков, необходимых для воспитания ребенка с ОВЗ.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, определилаобщую цель работы с родителями :
повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели был поставлен ряд задач:
1. Оказать квалифицированную поддержку родителям.
2. Помочь взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду.
3. Создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка.
4. Формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
В работе руководствуюсьследующими принципами:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный подход– всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности.
Для решения поставленных задач стараюсь использовать самые разнообразные формы работы : как традиционные, так и инновационные.
Каждый год состав группы меняется. Поэтому в начале учебного года в нашей группе традиционно проходит групповое собрание «Давайте познакомимся», на котором родителей знакомят с особенностями группы компенсирующего развития, со специалистами, которые будут работатьс детьми, с требованиями. На этом же собрании провожу анкетирование родителей, что помогает выделить проблемы воспитания ребенка в семье, подобрать наиболее эффективные формы взаимодействия. В дальнейшем проводятся тематические собрания, собрания в форме «круглого стола», собрания – практикумы, опять же с привлечением специалистов. Используя мультимедийные средства, показываю презентации, видео- и фотоотчеты, видеоролики.
По запросу родителей и по мере необходимости воспитатели и специалисты проводят индивидуальные беседы и консультации по вопросам коррекции, образования и воспитания. Ведется переписка по электронной почте, во время которой родители имеют возможность задать интересующий вопрос педагогам и получить ответ.
Наладить связь детского сада и семьи позволяет и сайт ДОУ. На сайте размещены консультации по разным темам и информация о мероприятиях и достижениях педагогов и детей.
Пропаганда педагогических знаний ведется через наглядную агитацию. В группе оформлен «Уголок для родителей», где помещаются консультации по всем разделам программы, методические рекомендации, составленные педагогами с специалистами. Используем и такие формы наглядности : папки-передвижки, буклеты, памятки. Чтобы привить интерес у детей к художественной литературе а у родителей к совместному с детьми времяпровождению, совместно с дефектологом организовали мини библиотеку.
Ежедневно оформляется выставка детских работ, где родители могут увидеть успехи своего ребенка в продуктивной деятельности.
К праздникам оформляю выставку рисунков «Моя мама» и т. д.
Использую в работе и такую форму как фотогазета.
В течение года организуются выставки творчества детей и родителей : «Дары осени», «Пасхальная ярмарка», «Мой любимый город», «Новогодняя сказка», выставка птичьих кормушек. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес и гордость детей, желание родителей заниматься со своими детьми.
С удовольствием родители посещают праздники и развлечения. Устраиваем совместные чаепития.
Создаю условия для участия детей в конкурсах и соревнованиях. Наша группа (благодаря родителям) не пропускает общие мероприятия и даже занимают призовые места.
Хорошие помощники наши родители и в организации предметнопространственной развивающей среды. Это и посильная помощь в ремонте группы и участка; приобретение игр и пособий; изготовление костюмов для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
Так как группу посещают дети с очень сложными диагнозами, то проходят совместные прогулки и занятия.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Они становятся активными участниками образовательного процесса и помощниками для нас педагогов.
Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.