Наталья Ахмедова
Формы работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дорожно-транспортный травматизм является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современного общества, которая затрагивает все сферы жизни человека. Особенно остро эта проблема стоит для детей дошкольного возраста, которые являются наиболее уязвимой и рискованной группой населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире около 186 тысяч детей до 18 лет погибают в результате дорожно-транспортных происшествий, а еще миллионы получают травмы различной степени тяжести. В России же, по данным Министерства внутренних дел, в 2022 году в ДТП погибли 1 432 ребенка, а 17 798 ребенка получили травмы. Большинство этих случаев происходят с детьми дошкольного возраста, которые еще не обладают достаточными знаниями и навыками безопасного поведения на дороге.
Публикация «Формы работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель данной статьи заключается в изучении и оценке инновационных форм работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
• проанализировать современное состояние проблемы дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста в России и в мире;
• рассмотреть основные подходы и методы профилактики дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста, используемые в разных странах;
• выделить и охарактеризовать инновационные формы работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста, реализуемые в России;
• провести эмпирическое исследование эффективности и качества инновационных форм работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста на примере одного из дошкольных образовательных учреждений города.
Актуальность и новизна темы обусловлены тем, что дорожно-транспортный травматизм является одной из основных причин смертности и инвалидности детей дошкольного возраста, а также тем, что в настоящее время существует необходимость поиска и внедрения инновационных форм работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, которые бы учитывали специфику развития и обучения детей дошкольного возраста, а также были бы интересными и мотивирующими для них.
Один из подходов к профилактике ДТТ с детьми дошкольного возраста - это образование и просвещение. Этот подход заключается в том, что детям и родителям предоставляется информация о правилах дорожного движения, основных причинах и последствиях ДТТ, а также способах защиты и поведения на дороге. Образование и просвещение могут проводиться в разных формах, например, в виде лекций, брошюр, плакатов, видеороликов, игр, тренингов и т. д. Этот подход используется во многих странах, например, в США, Канаде, Австралии, Швеции и т. д.
Другой подход к профилактике ДТТ с детьми дошкольного возраста - это инженерные и технические меры. Этот подход заключается в том, что создаются и улучшаются условия дорожной инфраструктуры, обеспечивающие безопасность детей и других участников дорожного движения. К таким мерам относятся, например, установка дорожных знаков, светофоров, ограждений, пешеходных переходов, детских площадок, велосипедных дорожек, зон ограниченной скорости и т. д. Этот подход также широко применяется в разных странах, например, в Нидерландах, Германии, Японии, Китае и т. д.
Еще один подход к профилактике ДТТ с детьми дошкольного возраста - это законодательные и административные меры. Этот подход заключается в том, что разрабатываются и внедряются нормативные акты, регулирующие дорожное движение и наказывающие нарушителей. К таким мерам относятся, например, установление лимитов скорости, обязательное использование ремней безопасности и детских кресел, запрет на вождение в нетрезвом состоянии, контроль за техническим состоянием транспортных средств и т. д. Этот подход также распространен в разных странах, например, в Великобритании, Франции, Индии, Бразилии и т. д.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста является важной задачей, так как дети являются одной из наиболее уязвимых групп участников дорожного движения. Существуют различные инновационные формы работы по этой теме, которые можно выделить и охарактеризовать. Например:
• Игровые и интерактивные методы обучения. Они направлены на формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге через игры, сюжетно-ролевые ситуации, практические упражнения и т. д. Такие методы способствуют развитию познавательного интереса, мотивации, внимания, памяти, логического мышления и творческих способностей детей.
• Использование цифровых технологий. Они позволяют создавать виртуальную среду, в которой дети могут моделировать различные дорожные ситуации, получать обратную связь, корректировать свои действия и оценивать их последствия. Такие технологии включают в себя компьютерные игры, мобильные приложения, дополненную и виртуальную реальность, интерактивные доски и т. д. Они способствуют повышению вовлеченности, интереса, самостоятельности и ответственности детей за свое обучение.
• Сотрудничество с различными заинтересованными сторонами. Оно направлено на создание условий для комплексного и системного подхода к профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста. Такое сотрудничество включает в себя взаимодействие с родителями, педагогами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов, общественных организаций и т. д. Оно способствует формированию у детей ценностного отношения к своей жизни и здоровью, а также к жизни и здоровью других людей.