Светлана Сидорова
Формы работы по формированию профессиональных компетенций педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель МБДОУ Детский сад №5 «Солнышко» г. Навашино
Нижегородской области Сидорова С. В.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. Развитие современного общества, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми диктует особые условия организации дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагогов.
Публикация «Формы работы по формированию профессиональных компетенций педагога» размещена в разделах
Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (И. Ю. Алексашина, Е. В. Бондаревская; Т. П. Браже, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Е. В. Вторина, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Н. В. Кузьмина, Н. Н. Лобанова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. А. Переломова, Г. Н. Прозументова, Г. С. Сухобская, Е. А. Соколовская, Т. В. Шадрина и др.). Результаты данных исследований выступают основаниями для совершенствования и повышения квалификации разных категорий педагогов : ориентация на развитие творческого потенциала и методологического мышления, проектной культуры, готовности к самообразованию и в итоге - педагогической компетентности. Все ученые, изучающие компетентность, отмечают ее системный и многосторонний характер.
Ученые А. С. Белкин и В. В. Нестеров так определяют компетенцию : «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
О. В. Тихомирова выделяет следующие компоненты компетентности :
* Функциональный компонент включает в себя знания в области профессиональной деятельности, владение навыками и умениями при выполнении деятельности (мотивации, целеполагания, сбора и обработки необходимой информации, программирования, реализации, оценки результата) и вариативностью способов и средств ее осуществления.
* Коммуникативный компонент представляет собой способность воспроизведения информации, необходимой конкретному обучаемому для присвоения знаний, и характеризуется уровнем овладения вербальными и невербальными средствами передачи информации и способностью конструировать прямую и обратную связь.
* Личностный компонент включает в себя следующие субъективные характеристики специалиста: психологические позиции, педагогическая направленность, ценностные установки, личностные особенности.
* Рефлексивный компонент проявляется в осознании педагогом себя как субъекта педагогической деятельности, ценностей, которыми он руководствуется, определении степени адекватности собственных действий и форм поведения в профессионально значимых ситуациях, способности оценить свой труд в целом, то есть перейти от оценки отдельных компетенций к оценке своей результативности и профессионализма.
Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.
Основные задачи методической работы :
- выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы;
- включить каждого педагога в творческий поиск.
Формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.
На первом этапе проводится мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и находим для каждого соответствующие формы методической работы.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
• работа в методических объединениях, творческих группах;
• исследовательская, экспериментальная деятельность;
• инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
• различные формы педагогической поддержки;
• активное участие в педагогических конкурсах, мастер - классах;
• обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности.
Основными формами методической работы с воспитателями, в нашем детском саду, являются мероприятия, реализующие деятельностный подход. Такие формы работы – это не просто консультации, где педагог просто слушатель - это постоянно действующий семинар, педагогический совет, семинар-практикум, работа в рабочих группах, индивидуальное консультирование, выставка в методическом кабинете.
Старшим воспитателем оформляется выставка в методическом кабинете «Внедряем ФГОС в ДОУ», целью, которой является профессиональная компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС. На данной выставке для педагогов предлагается следующий материал: циклограммы планирования образовательного процесса, модель организации образовательного процесса по образовательным областям для возрастных групп, комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, новые методические пособия, подборки из журналов и газет.
Несмотря на изменения в системе дошкольного образования, на сегодняшний день не потеряла свою значимость такая форма работы с педагогами, как индивидуальное консультирование по организации образовательной работы, так как именно форма работы является наиболее продуктивной. По итогам индивидуального консультирования воспитатели получают рекомендации как организовать детей при проведении непосредственно-образовательной деятельности, какой стиль поведения взрослого уместен; как изменилось рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми, что особенно актуально для педагогов-«консерваторов», которым трудно перестроиться в новых условиях.
Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая старшим воспитателем, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.
Новые педагогические технологии внедряются в практику, исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей.
Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.
Инновационные подходы к управлению методической работой связаны с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.
Литература:
1. Белая К. Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М. ,ТЦ «Сфера»,2015
2. Майер «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012
3. Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р. «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116
4. Тимофеева Л. Л. «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ». Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. «Компетентностный подход в дошкольном образовании», М., «Педагогическое общество России», 2013
5. Скоролупова О. А. «Тематический контроль в ДОУ», М., «Скрипторий», 2004
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. ,Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика : Учебное пособие для студентов педагогических заведений – М. : Школа – Пресс, 1997. – 512с.
7. Тихомирова, О. В. Формирование профессиональной компетентности педагога в реализации предшкольного образования [Текст] /О. В. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 27-31 (0,5 п. л.).