Анжела Булдакова
Формы организованной образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Публикация «Формы организованной образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части:
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
Требования к организации непосредственно образовательной деятельности
Гигиенические требования:
-непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
-воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,
-не допускать переутомления детей на занятиях.
-предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
Дидактические требования:
- точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;
- творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
- определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;
- выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
- обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;
- использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки, словесные и игровые приемы, дидактический материал.
- систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования:
- иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
- четко определить цель и дидактические задачи НОД;
- грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
-поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
- не смешивать процесс обучения с игрой, т. к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
- НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
- НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
- организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития. С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия.
Формы работы, соответствующие видам детской деятельности.
Двигательная деятельность:
- Подвижные игры.
- Игровые упражнения.
- Спортивные соревнования.
- Динамический час.
- Физкультурные праздники и досуги.
- Физминутки.
- Самостоятельная двигательная деятельность детей.
- Интегрированные физкультурные занятия: с развитием речи, с познавательными и музыкой.
Игровая деятельность:
- Сюжетно – ролевые игры.
- Игры с правилами.
- Дидактические игры.
Продуктивная деятельность:
-Изготовление продуктов детской деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, творческие работы.
- Реализация проектов.
Коммуникативная деятельность:
- Беседа.
- Ситуативный разговор.
- Речевая ситуация.
- Сюжетные игры.
- Театрализация.
- Игры с правилами.
- Просмотр видеофильмов по правилам этикета и общения детей и взрослых.
Трудовая деятельность:
- Поручения.
- Дежурство.
- Задание.
- Реализация проекта.
- Совместный труд.
- Самообслуживание.
- Труд в природе, уход за растениями.
- Игра в профессии.
Познавательно – исследовательская деятельность:
- Наблюдение.
- Экскурсия.
- Решение проблемных ситуаций.
- Опыты и экспериментирование.
- Коллекционирование.
- Моделирование.
- Реализация проекта.
- Дидактические познавательные игры.
- Сбор информации об изучаемом объекте.
Музыкально-художественная деятельность:
- Слушание.
- Исполнение.
- Импровизация.
- Экспериментирование.
- Подвижные игры с музыкальным сопровождением.
- Музыкально-дидактические игры.
- Театр.
- Оркестр.
- Танцевальные действия.
- Концерты.
Чтение художественной литературы:
- Чтение.
- Обсуждение.
- Разучивание.
- Пересказывание и рассказывание.
- Рассматривание книг.
- Ролевая игра «Библиотека».
- Развлечения и досуги по литературным материалам.