Лилия Микушева
Формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
Современная семья значительно отличается от своей исторической предшественницы. По данным статистических исследований, в Российской Федерации много неполных семей. Социальная нестабильность, возрастающий темп жизни, проблемы материального обеспечения- вот немногие из причин, ведущие к утрате родительской ответственности за судьбу ребёнка. К сожалению, немаловажное значение имеет и недостаточно высокий уровень педагогического потенциала родителей.
Публикация «Формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации ФГТ» размещена в разделах
От современной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы ДОУ, в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. А чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространения его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.
Решающим условием положительного направления взаимодействия выступают доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиваться успеха, уверенность в своих силах.
Для эффективного взаимодействия с родителями важен личностно-ориентированный, адресный, индивидуальный подход, когда учитываются запросы семьи и конкретные проблемы развития и обучения ребёнка.
Руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:
- планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
- практическая помощь семье в воспитании детей;
- организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
- вовлечение родителей в педагогическую деятельность.
В нашем саду «Теремок» организована психолого-педагогическая служба по работе с семьями разных категорий, одна из задач которой- оказание социальной, психологической и педагогической помощи воспитанникам, родителям, педагогам. Деятельность службы способствует оказанию своевременной консультативной и коррекционной помощи семье (психолого-педагогическая коррекция детей, имеющих проблемы в развитии, обеспечение защиты прав и интересов детей, пропаганда социально-педагогических знаний, разъяснение правил психопрофилактики и психогигиены, установлению доверительных отношений.
Ежегодно проводится экспресс-опрос педагогов всех возрастных групп по выявлению типов семей, а особенно детей семей группы риска, ведётся банк данных.
Анализ изучения статуса семей воспитанников позволяет определить воспитательные возможности семей, её потенциал, определить методы и приёмы работы. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями в конкретной ситуации. На установление обратной и действенной связи требуется длительное время.
Для повышения качества сотрудничества с семьями в нашем ДОУ создана служба помощи семьям разных категорий.
Основные направления деятельности Службы.
Диагностическое: совместная работа Службы и педагогов ДОУ по выявлению семей различных категорий (в том числе семей группы риска).
Коррекционное:
-разработка и осуществление коррекционных программ для детей семей разных категорий, направленных на развитие саморегуляции, эмоционально-волевой сферы, морально-нравственных понятий, когнитивной сферы, речевого плана, а также на повышение социального
статуса и развития навыков общения.
-разработка и осуществление коррекционных программ для семей различных категорий, направленных на коррекцию деструктивных родительских установок, детско-родительских отношений.
Консультационное:
-организация системы педагогического, психологического, правового, социального просвещения по актуальным проблемам дезадаптации;
-консультирование педагогов и родителей по вопросам дезадаптации.
Воспитательное:
-обеспечение соблюдения прав ребёнка;
-обеспечение защиты детей от деструктивного воздействия социума.
Профилактическое:
-профилактика нарушений прав ребёнка;
-профилактика деструктивного общения ребёнка с социумом;
-профилактика психосоматических, поведенческих, эмоциональных, когнитивных нарушений у детей семей разных категорий.
Другое, не менее важное направление в деятельности ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников являются встречи с родителями, чьи дети собираются переступить порог нашего детского сада. Воспитатели рассказывают о возрастных и индивидуальных особенностях детей первых трёх лет жизни, режиме дня и питании, об особенностях адаптационного периода и факторах, от которых зависит его течение. Рекомендуем уделить особое внимание здоровью малыша, предлагаем комплекс общеукрепляющих и закаливающих мероприятий, даём советы по привитию культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, по формированию правильных привычек. Родителям вручаются памятки «Как подготовить ребёнка к поступлению в детский сад». Целенаправленная подготовка родителей даёт положительные результаты.
Удачной находкой для выстраивания взаимодействия детского сада и семьи стала творческая группа по работе с семьёй, деятельность которой направлена на организацию массовых мероприятий с участием детей и родителей, по обмену опытом семейного воспитания, оказание помощи для обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Главный результат-нормализация детско-родительских отношений: дети и родители становятся ближе и понятнее друг другу, родители начинают лучше понимать друг друга, активнее интересоваться тем, что происходит с детьми в детском саду и не перекладывают ответственность за их воспитание на педагогов, а сами занимают активную позицию в вопросах воспитания и развития своих детей.
Микушева Л. И.
МК ДОУ Павловский детский сад №11, воспитатель.