Екатерина Смирнова
Формы и методы формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Процесс обучения осуществляется различными методами, т. е. системой последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающихся, направленной на достижение поставленных познавательных задач. Методы обучения это способы организации познавательной деятельности в соответствии с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности детей, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей.
Публикация «Формы и методы формирования экономических знаний у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
В процессе формирования экономических знаний у детей необходимо использовать методы, разработанные В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой, Г. И. Щукиной, а так же Ю. К. Бабанским, А. А. Смирновым:
1) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
2) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
3) методы организации взаимодействия и накопления социального опыта;
4) методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей;
5) методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.
Эффективность освоения любого вида деятельности зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более успешно, дает более качественные результаты, если у ребенка имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность протекает более успешно, если у детей сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности. Осуществление этого возможно при использовании методов стимулирования учебно-познавательной деятельности. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения педагога и детей. Среди методов стимулирования можно выделить методы эмоционального стимулирования. Задача этих методов заключается в обеспечении появления у детей положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления ( создание ситуаций успеха в обучении: ребенок добивается хороших результатов, задание нарастающей сложности, поощрение, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Используются готовые игры с познавательным содержанием или игровые оболочки). Также можно выделить методы, направленные на развитие познавательного интереса (формирование готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого, сказочного сюжета; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска).
Процесс обучения осуществляется с помощью методов организации учебно-познавательной деятельности, которые направлены на решение различных задач обучения (методы получения новых знаний и методы выработки умений и накопления опыта учебной деятельности). К ним можно отнести наглядные, словесные, игровые и практические методы.
В процессе формирования элементарных экономических знаний у старших дошкольников, определяя цели, содержание, формы организации обучения, мы пришли к необходимости отбора соответствующих методов. Нам необходимы методы, которые направлены не только на овладение конкретными знаниями, но и обеспечивающие формирование у детей способности к анализу, умения управлять своими эмоциями, устанавливать контакт с педагогом, другими детьми, принимать решения в нестандартных ситуациях. К ним можно отнести систему практических, игровых, наглядных и словесных методов, которые составляют группу методов организации учебно-познавательной деятельности.
Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом.
В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях. Упражнения такого рода могут быть репродуктивными, основанными на воспроизведении способа действия, полностью регламентируемого педагогом в виде образца, предписания, инструкции, правила, алгоритма, определяющего, что и как надо делать (технология изготовления продуктов труда, и продуктивные упражнения, которые характеризуются тем, что способ действия дети должны полностью или частично открыть сами (например, придумать способ безотходной технологии приготовления блюда из картофеля и др.).
Исходя из того, что наглядно-образное мышление является превалирующим в дошкольном детстве, для полного представления об объектах, явлениях, законах экономической действительности, необходимо как можно шире использовать наглядность (это изображения сказочных героев, с помощью которых дети знакомятся с экономическими понятиями, изображение моделей бюджета, потребностей, благ, средств производства, издержек, алгоритма изготовления каких-либо предметов и др.).
В ходе занятий педагогом осуществлялась работа по формированию знаний из различных сфер экономики на основе диалогического общения с детьми. Так, при формировании представлений о средствах производства (то, из чего и с помощью чего может быть сделана любая вещь или предмет) дети участвовали в обсуждении необходимых средств производства для изготовления платья, дома и т. д. и необходимых издержек.
Среди словесных приемов наиболее распространенными являются чтение художественной литературы с экономическим содержанием, рассказ от лица героя художественного произведения, беседа по прочитанному произведению и на темы из личного опыта, разгадывание ребусов, загадок, шарад, кроссвордов, понимание смысла поговорок, пословиц и др.
Особое место занимает такой прием, как чтение художественной литературы, воздействующей одновременно на развитие сознания и эмоциональную сферу ребенка. Художественная литература охватывает различные стороны психики ребенка: воображение, чувства, волю, развивает сознание и самосознание, формирует мировоззрение, в данном случае - экономическое. Благодаря художественным произведениям, на примере их героев у детей формируются морально значимые представления о необходимости уважения тружеников, также общественной значимости труда, взаимопомощи, добросовестном отношении к труду, формируются такие экономические положительные качества, как: бережливость, расчетливость, экономность, неприязнь к отрицательным качествам: к жадности, неряшливости, расточительности и др.
Особый интерес представляют художественные произведения с экономическим содержанием, например: «Экономическая азбука для детей и взрослых» И. Шведовой; «Бизнес крокодила Гены» Э. Успенского; «Экономика для маленьких», «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном Компьютере и верных друзьях» Т. Поповой, О. Меньшиковой; «Белка и компания», «Экономика в сказках, играх и задачках» О. Смирновой; «Чудеса в кошельке» А. Максимовой, Л. Усовой и др. Эти произведения написаны в живой, занимательной форме, раскрывают сложнейшие экономические понятия в доступной форме и делают экономику простой и понятной детям дошкольного возраста.
В ходе обучения педагог использует также методы организации взаимодействия детей и накопления социального опыта, которые позволяют строить обучение на диалогическом общении педагога и детей. С позиции теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного опыта. Способствует переводу индивидуальных видов деятельности в деятельность совместную, объединенную единой целью. Наиболее часто применяются методы : освоение элементарных норм ведения разговора, метод взаимной проверки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний и другие.
Особое место занимают методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств детей. К этим методам можно отнести творческие задания, постановку проблемы или создание проблемных ситуаций, создание креативного поля (дети находят свой способ решения, рассказывают и доказывают его правильность, осуществляют перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень).
В процессе обучения педагог использует методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития детей. Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего обучения. Для успешной организации процесса обучения педагог проверяет и анализирует несколько факторов: качество усвоения познавательного материала; интенсивность накопления ребенком социального опыта; освоение навыков взаимодействия; уровень индивидуального развития детей. С этой целью используется проверка домашнего задания, опрос, тестирование, наблюдение и др.
При выборе методов и приемов работы необходимо учитывать ряд факторов: цели, задачи, содержание формируемых экономических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение педагога к тем или иным методам, конкретные условия и др.
В экономической подготовке дошкольников все виды методов «в чистом» виде используются редко. Чтобы достичь наилучших результатов при обучении, необходимо применять упомянутые выше методы комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом.