вера гагарина
Формы и методы формирования информационной культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы формирования информационной культуры у детей дошкольного возраста
подготовила: Гагарина В. В.
социальный педагог
Информационная потребность у ребенка возникает тогда, когда стоящая перед ним цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. Учитывая это, необходимо создавать ситуации, когда детям необходим поиск информации для решения поставленной задачи. Умение находить нужную информацию формируется посредством наблюдения, общения со старшими, умения задавать вопросы; работы с книгами, энциклопедиями, справочниками; с помощью телевидения, радио, печатных изданий, Интернета.
Публикация «Формы и методы формирования информационной культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Зачастую организованная образовательная деятельность в ДОУ строится таким образом, что старшему дошкольнику необходимо самому найти нужную информацию, пользуясь книгами, энциклопедиями, справочниками, в т. ч. электронными ресурсами (телевидение, Интернет). Использование медиаресурсов имеет ряд преимуществ:
• - представление информации в игровой форме на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка;
• - проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером стимулируют познавательную активность детей;
• - ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• - в процессе работы за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• - компьютер очень «терпелив» никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам их исправит;
• - игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
В отличие от обычных средств обучения медиа-технологии значительно расширяют возможности в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, соответствующим образом отобранных структурированных знаний, но и учат самостоятельно приобретать новые знания, что актуально в дошкольном возрасте. Необходимую информацию и задания по использованию медиаресурсов можно найти на многих сайтах. Таким образом активизируется познавательный процесса.
На основе представленных положений выстраивается система форм и методов развития информационной культуры детей старшего дошкольного возраста. Методика развития информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста определяется, как целенаправленный многоаспектный процесс, включающий следующие подэтапы (информационный, обучающий и практико-преобразующий, реализация содержания которых обеспечивается за счет различных форм, методов и осуществляется согласно структурным компонентам информационной культуры.
Информационный этап направлен на обогащение детей знаниями в сфере информационной картины мира. С этой целью использовали формы и методы работы, объединенные общей темой «Путешествие в страну «Информанию» : беседа «Информация вокруг нас»; конспект занятия «Путешествие в прошлое телефона»; игры «Черный ящик», «Испорченный телефон», «Испорченное письмо; игровое задание «Самые наблюдательные; беседа «Знаки и символы»; занятие «Наши технические помощники» и др.
Знакомство с миром информации на данном этапе обеспечивает ориентировку детей в понятии «информация», включающее в себя обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом; знание об особых свойствах информации : полнота, достоверность, понятность, полезность, своевременность, о возможности кодирования информации. Дошкольники учтся различать способы получения, передачи, хранения информации (эмпирический, коммуникативный, технический, начинают обращать внимание на книгу как одного из хранилищ самой разнообразной информации. Творческое преподнесение познавательного материала способствует тому, что детиначинают осознавать, как происходит процесс передачи информации, выделять его звенья (источник информации, приемник информации, канал связи).
Обучающий этап направлен на развитие умений ребенка взаимодействовать с «миром информации». Для развития элементарных навыков и умений работы со смысловой информацией используются следующие формы и методы работы : игровое задание «Фоторепортаж», «Маленькие интервьюеры»; задание по кодированию информации (на примере Азбуки Морзе», игровое упражнение «Передатчик информации» и др.
Данный этап обеспечивает развитие умения пользоваться словарем и энциклопедией для получения необходимой информации, умения добывать информацию с помощью вопросов, технических помощников; умения самостоятельно кодировать информацию; умение соотносить органы-анализаторы и вид информации, который можно получить только с помощью какого-либо из этих органов.
Практико-преобразующий этап направлен на организацию самостоятельной работы ребенка с информационным миром и решает такую задачу, как: закрепить умение отбирать, оценивать и перерабатывать полученную информацию. С этой целью использовали формы и методы работы : задание «Знатоки умных книг», задание «Источник-приемник», «Найди информацию в сказке», подбор литературы по заданной теме, создание проекта.
Данный этап обеспечивает развитие умения ориентироваться в разных источниках информации и выбирать среди них наиболее подходящие по целевой установке; умения анализировать предложенную взрослым ситуацию с позиции процесса передачи или приема информации (выявление источника, приемника, характера связи - односторонней или двусторонней); умения делать выводы из полученной информации.
Особое внимание уделяется работе с педагогами и родителями. Работа с педагогическим коллективом нацелена на расширение знаний педагогов по вопросу развития информационной культуры старшего дошкольника в условиях поликультурного пространства. Интерес представляют встречи теоретического и практического характера (практико-ориентированная лекция «Информационная культура ребенка», семинар - практикум «Организация и проведение обследования информационной культуры старших дошкольников», круглый стол «Развиваем информационную культуру ребенка»). В результате такой работы происходят изменения в позиции и деятельности педагогов. Воспитатели начинаютглубже понимать сущность и важность проблемы влияния современной информационной среды на процесс развития информационной культуры старших дошкольников, овладевают способами диагностики информационной культуры ребенка и знакомятся с формами и приемами развития информационной культуры.
Работа с родителями нацелена на формирование знаний о значении развитии информационной культуры детей старшего дошкольного возраста. Для его реализации используются следующие мероприятия: тестирование родителей, «умный блокнот», составление совместной памятки «Как ребенку не потеряться в мире информации», обмен «родительским опытом», занятие «Информация вокруг нас». У родителей формируется четкое представление о том, как важно быть для ребенка образцом во взаимодействии с миром информации (уметь формулировать свою информационную потребность и выражать ее словесно; знать основные алгоритмы поиска информации в зависимости от вида информационного запроса; умение извлекать информацию из источника и т. д.); важно задумываться над тем, из каких источников дети получают знания, контролировать качество этих источников, помогать ребенку не потеряться в огромном мире разнообразной информации. Мамы и папы осознют необходимость использования определенных ресурсов современной информационной среды в процессе развития информационной культуры своего ребенка.
В результате прослеживается положительная динамика развития информационной культуры у старших дошкольников, которую можно рассматривать показателем эффективности методики (задачи, содержание, формы, методы) развития информационной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством современной информационной среды.