Мария Бояркина
Представление педагогического опыта по формированию этнокультурных компетенций у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
Бояркиной М. А. ,
воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Ардатовского муниципального района
Детский сад «Рябинка» комбинированного вида
Я, Бояркина Мария Анатольевна, работаю воспитателем в МБДОУ Детский сад «Рябинка» комбинированного вида. Стаж педагогической работы 15 лет, в данном дошкольном образовательном учреждении 11 лет. Постоянно занимаюсь самообразованием, владею ИТК Аттестована на первую квалификационную категорию 18.03.2016. В 2019 году прошла курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО (КП) С «МРИО».
Темочки:
В своей работе большое внимание уделяю формированию этнокультурных компетенций у дошкольников в приобщении у детей культуре своего народа.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям.
В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.
Духовное наследие отечественной культуры сегодня по праву должно занять достойное место в социально-культурной сфере нашего общества. Без опоры на национально- культурные традиции невозможно целенаправленное развитие и совершенствование образования в России.
Важно, чтобы дети приобрели не просто знания, а этнокультурные компетенции, которые позволили бы им прочувствовать значимость этих знаний и умений и использовать их в жизни. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа.
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.
С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку, поют мордовские песни.
Наиболее доступны для дошкольников календарно-обрядовые песни. В первую очередь – это заклички, колядки, а также игровые, шуточные и хороводные песни: (Пиземе, тук, тук! – Дождик, лей, лей! Мастянь чи, парочи! – Масляничный день, хороший день). Используя метод «погружения в мир бытования песни», знакомим дошкольников с традициями, обычаями и верованиями мордвы.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Для успешной работы по формированию этнокультурных компетенций у детей младшего дошкольного возраста, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Главным условием формирования этнокультурной компетентности является создание системы воспитательно-образовательной работы. В данном процессе создаются условия для целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре, воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста. В процессе формирования этнокультурных компетенций учитываются возрастные и индивидуальные особенности при выборе национального материала. Поэтому, работая над данной проблемой, я поставила перед собой следующую цель:
- формирование этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является : формирование этнокультурной компетентности, национального самосознания.
Для реализации намеченной цели, мною были определены следующие задачи :
- приобщение детей к культуре своего народа;
- воспитание доброжелательного отношения представителям разных этнических групп, воспитание в детях толерантности;
- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурных национальных ценностей;
- формирование художественно – творческих способностей дошкольников.
Теоретическая база опыта.
В основе педагогического опыта «Формирования этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста» лежат исследования великих ученых по вопросу этнокультурного образования :
В разное время к вопросу этнокультурного воспитания и образования обращались такие авторы как Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая.
Выбор содержания, методов и форм этнокультурного образования волновал таких исследователей как А. Л. Бугаёва, У. Н. Зуева, Т. В. Волдина.
Существенный вклад в изучение проблемы этнокультурного образования детей внесли А. Л. Бугаёва, У. Н. Зуева, Т. В. Волдина и др. Авторы фиксируют внимание на том, что необходимо учесть наиболее ценное для формирования правильного эмоционально положительного отношения к окружающему и опереться на него в воспитательном процессе.
Этнокультурное воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; развивается интерес к народным традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, району, округу, стране, уважение к труду.
А. Л. Бугаева и У. Н. Зуева убеждены в том, что «Народное воспитание – это объективно-закономерное явление народной жизни, назначение которого состоит в обеспечении преемственности поколений; осуществляется в соответствии с требованиями народной педагогики».
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Свою работу по формированию этнокультурных компетенций у дошкольников в приобщении детей культуре своего народа строю на следующих принципах:
•От простого к сложному - связь обучения с жизнью – это значит, что знакомство детей с национальной культурой должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности. Необходимо учитывать, что окружающая обстановка действует на растущего человека, его интересы и не последнюю роль играет социокультурное окружение.
•Принцип наглядности который позволяет обеспечивать познание детьми предметов и явлений, организовать осознанное восприятие действительности и наблюдение за ней.
•Принцип индивидуализации учет возрастных и индивидуальных особенностей при выборе национального материала.
Для реализации данного опыта было составлено перспективное планирование работы по формированию этнокультурных компетенций у дошкольников в приобщении детей культуре своего народа. Программа, по которой я работаю, состоит из трё х блоков:
1. Блок: «Мордовия - наш край родной»
2. Блок «Быт и традиции мордовского народа»
3. Блок «Культура и искусство мордовского народа»
1. Блок: «Мордовия наш край родной»
Знакомство с родной республикой Мордовией начинаю с элементарных историко-географических представлений о родном крае. С помощью альбомов, видеоматериалов знакомлю детей с местоположением Мордовии, особенностями климата, природными богатствами, с достопримечательностями.
Исходя из местных возможностей, знакомлю детей с неповторимой природой родного края его обитателями.
Совершая экскурсии с детьми, обращаю внимание детей на добротные дома с красивыми резными наличниками, сделанными мастерами-умельцами нашего края, особенно славятся мастерством умельцы села Баева.
Дети были восхищены увиденной фотовыставкой талантливого художника и резчика по дереву Аверьянова Сергея Сергеевича.
Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как литературная гостиная: в мордовской избе знакомимся с творчеством мордовских писателей, авторами рассказов, сказок, стихов.
Провела творческий вечер поэтессы нашего поселка - Володиной Валентины Евстегнеевны. Она рассказала о своём творчестве и сочинила для наших ребят стихи.
Во время экскурсии в поселковую библиотеку, познакомились с выставкой книг о Мордовии. Я считаю, что важным моментом при знакомстве с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея.
Вместе с родителями посетили дом-музей знаменитого скульптора С. Д. Эрьзи в селе Баева.
Дети с большим интересом рассматривали экспозицию, где выставлены старинные орудия труда, домашняя утварь, национальная одежда. Дети были восхищены красочностью национальной одежды мордовских женщин.
Также совершили экскурсию в музей родного посёлка Тургенево, музей АСТЗ, где познакомились с историей завода, его продукцией, знаменитыми тружениками. На этом заводе трудятся многие родители.
Наряду с традиционными формами работы
я использую и нетрадиционные: виртуальное путешествие: «Саранск-столица моей республики Мордовии», «Виртуальная экскурсия в музей С. Д. Эрьзи»
с использованием компьютерных технологий и мультимедийной техники.
2. Блок: «Быт и традиции мордовского народа».
Изучение быта мордовского народа я начала с мордовской избы.
Именно здесь впервые дети смогли не только увидеть, но и потрогать убранство, рассмотреть старинную посуду, домашнюю утварь: глиняные чашки и горшки, деревянные ложки, сундук для приданного и обувь лапти, колыбель, самовар: предметы труда : прялку, веретено.
Все эти предметы старины вызывают у моих воспитанников большой интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представление о жизни предков.
Дети с большим интересом рассматривали мордовский национальный костюм, их восхитила его яркость, красочность и разнообразие украшений из монет, бус, бисера, лент. Этот костюм передаёт неповторимость, выразительность характера мордовского народа.
Тысячелетие совместного проживания русского и мордовского народов, наложили свой отпечаток на традиции. Мордва также празднует русские праздники.
Провожу традиционно русские праздники включая мордовские обряды.
«Праздник урожая» - «Сырнень сёксь», «Пасха» -«Ине чи». «Здравствуй. матушка зима» - «Теле - телине», «Масленица»- «Мастянь чи». Но одно из самых любимых детьми мероприятий это «Красная горка» - «Якстере пандыне», дети показывают не только своё творчество, но и здоровый дух, и физическую подготовленность.
Дети катали яйца, прыгали через костёр, соревновались в силе и ловкости.
Традиционно каждой весной провожу музыкально-литературный праздник. «Шумбрат, Мордовия», в репертуар которого включаю мордовские танцы, потешки, прибаутки, эпизоды из сказок, поговорки. На этом празднике дети чувствуют себя настоящими актёрами, показывают, что усвоили и чему научились в течение года.
3. Блок: «Культура и искусство».
Я считаю, что важным средством этнокультурного воспитания детей является мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихи.)
Она открывает ребёнку мир человеческих чувств и взаимоотношений, даёт прекрасные образы литературного языка.
Очень любят дети принимать участие в инсценировании сказок: «Диль-диль, дедынька», «Как собака друга искала», «Кот и лиса», «В лесной избушке», «Мальчик с пальчик»,
Дети горячо переживают все события, которые происходят с их любимым героями. Показываем детям других групп всем знакомые русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок» с параллельным использованием мордовской речи.
Я знакомлю детей с различными музыкальными жанрами мордовского фольклора. Наиболее доступны для дошкольников календарно-обрядовые песни. Практика показывает, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.
Мы не прослушиваем с детьми произведения мордовских
композиторов - этим занимается музыкальный руководитель. Я их использую как фон к прослушиванию сказок, в инсценировках во время рисования.
Да, нам приходится нелегко, потому что дети русскоязычные, возникают сложности в запоминании и воспроизведении текста, не приходится рассчитывать на быстрый успех, но различные методы разучивания песен использую такие методы как «погружение в мир бытования песни» проигрываем сюжет песни, дети знакомятся с традициями, обычаями и верованиями мордвы. Опираясь на детей мордовской национальности, частое возращение к переводу, разучиваем песни: «Пиземне», «Дёголь-дёголь», «Вай каткине, каткине», «Нумолнэ», «Утю балю».
Особое значение имеют колыбельные песни, которые дают возможность реализовать свои добрые чувства: ласку и доброту в художественном образе.
В движениях музыка детям становится более понятной и легче усваивается, придавая, движениям особую выразительность, четкость, ритмичность.
Разучиваем несложные танцы, составленные из характерных мордовских движений: «притоп», «потирание ладошек» - так крутили веретено: «лебёдушка», «солнышко». Особую роль я отвожу игровому фольклору.
Дети учатся быть организованными, поддерживают дружеские взаимоотношения. Разучили игры «В волков», «В петушки», «В круги», «Волк и зайцы», «Колечко», «Жмурки», «В ворону».
Разучить мордовскую игру не так просто: они отличаются сложным сюжетом, сопровождаются мордовскими считалками, закличками, которые необходимо заучивать наизусть. Изучая опыт педагогов, я заметила, что часто недооценивается роль дидактических игр с этносодержанием, тогда как именно они могут выступить одним из важных средств, приобщения детей к этнокультуре.
В дидактической игре легко интегрируется разнообразие содержания этнокультуры.
Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.
Я подбираю разнообразные по содержанию дидактические игры.
1. Для закрепления знаний о быте мордовского народа «Старинное-не старинное», «Посуда моей прабабушки, «Мебель в старину», «Мебель в моём доме».
2. Расширить знания детей о разных народах помогают игры. «Угадай откуда я приехал», Чей костюм?».
3. Знакомство с элементами национального орнамента: «Чей орнамент», «Назови элементы мордовского орнамента».
4. Для закрепление владения мордовским языком: «Кто знает больше мордовских слов». «Волшебные мордовские слова».
«Сюкпря, инескеть, шумбрат».
5. В целях закрепления знаний о народных сказках провожу игры: «Сказка-загадка», «Сказка-иллюстрация».
Даю детям представление о народных промыслах мордвы: вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву.
Особо обращают внимание на используемые цвета: красный, жёлтый, чёрный, зелёный, фиолетовый. На аппликации создаём композиции мордовского орнамента, учимся составлять узоры, вырезать его элементы. Дети учатся располагать узоры не только на бумаге, но и расписывают игрушки, пасхальные яйца.
Всё начинается с семьи, и родители в моей работе - главные помощники. Они не просто интересуются, но и принимают активное участие в организации экскурсий, праздников, выставок, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду. Сшили мордовские костюмы для детей, обшили кукол для выставки «Мордовский хоровод». Активно участвовали в выставке мордовских блюд «Мордовская кухня» : парили, жарили, пекли, угощали национальными напитками.
Анализ результативности.
Опыт работы, который я накопила, показывает, что дети лучше стали воспринимать и понимать о этнокультурной компетенции, элементарный уровень знаний о мордовском крае, его традициях и обычаях.
В результате систематической и последовательной работы дети стали знать:
- мордовские слова: авай, тетяй, покшяй, сырькай и т. д.
- названия посуды, одежды, научились считать до десяти, обогатился словарный запас
- много мордовских стихов,песен, поговорок,загадок,
- элементы мордовского узора и использовать в художественном творчестве
Таким образом, можно сделать вывод, что приобщение дошкольников к истокам национальной культуры имеет огромное значение. У дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу.
Дошкольное детство-яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок?
Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, но есть ещё и историческая память поколений. И мне хотелось бы верить, что я смогла передать её частичку детям, наполнив их сердца негаснущим светом любви к народной культуре
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Формирования этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов дошкольных групп и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по этнокультурному воспитанию.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт работы по формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям деятельности перенимается педагогами МБДОУ Детский сад «Рябинка» комбинированного вида и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Представление педагогического опыта размещены на международном образовательном портале maam.ru в моем личном блоге, а также на сайте детского сада, и могут быть использованы в своей работе воспитателями.