Юлия Зудина
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности
Формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность.
Зудина Ю. С., воспитатель первой квалификационной категории.
МАДОУ № 324, Екатеринбург.
Развитие познавательного интереса является ведущим видом деятельности у дошкольников, который зарождается уже в раннем детстве и поначалу представляет собой бесцельное экспериментирование с вещами. В ходе поиска ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые конструктивные действия, происходит внешнее действие с предметами. По мере взросления ребёнок переходит к рассуждению о связях между вещами, детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.
Публикация «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дошкольники уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний, объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по-взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
В организации познавательно-исследовательской деятельности должны соблюдаться следующие принципы:
- научности;
- целостности (решаются задачи совместно с родителями, педагогами);
- системности, последовательности;
- доступности;
- креативности (предусматривает способность в нестандартных ситуациях находить решения);
- результативности;
- активного обучения (педагог предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в которой они сами делают «открытия»)
Пример конспекта занятия по ФГОС «Приборы для опытов».
I. Организационная информация Примечание.
1.1 Доминирующая образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие (согласно ФГОС ДО).
1.2 Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная активность.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Приборы для опытов».
2. Методы и приемы реализации содержания занятия словесные, наглядные, игровые, практические.
3. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
4. Возрастная группа: Старшая группа.
5. Цель: Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов – микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; познакомить с правилами пользования приборами-помощниками
6. Задачи.
6.1. Образовательные задачи:
- создать у детей радостное настроение от проведения опытов;
- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование и воспитанию самостоятельности при проведении экспериментов;
- познакомить с приборами, которые необходимы для проведения опытов;
- вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.
6.2. Развивающие задачи:
- развивать у детей умение высказывать свои предположения, проводить опыты, демонстрировать результат при помощи слова и действия.
6.3. Воспитательные задачи:
- формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, вырабатывание коммуникативных навыков при организации работы в паре.
7. Планируемые результаты:
- поддерживают разговор на заданную тему;
- знают приборы, которые необходимы для проведения опытов;
- знают правила безопасности при работе с оборудованием.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности): коробка со знаком ВОПРОСА, картинка «Органы чувств», резиновая пищалка и погремушка, киндеры с наполнителем – кофе, чеснок, мяч, мешочек с шишками, камушками и ракушками, яблоко и шишка в корзине, чашка Петри с семенами растений, пинцет, микроскоп, лупы.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: рассматривание уголка экспериментирования; беседы о правилах безопасности при работе с оборудованием.
Конспект занятия (образовательной деятельности).
I. Вводная часть
1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)
«Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:
Один хлопок- здороваются за руку,
Два хлопка –здороваются плечиками,
Три хлопка –здороваются спинками.
1.2. Мотивация деятельности детей
Педагог: Ребята, а что такое лаборатория? (Место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают. проводят эксперименты.) (Ответы детей).
II. Основная часть:
2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний, новые знания.
Педагог: Дети! Я рада вас приветствовать в нашей экспериментально – исследовательской лаборатории профессора Ёжика- Колюнчика. Как вы думаете, что значит ИССЛЕДОВАТЬ? (Ответы детей). Для чего проводят исследования? (Ответы детей). Кто проводит исследования и опыты? (Ответы детей).
Ёжик- Колюнчик: Здравствуйте, ребята. Я, Ёжик- Колюнчик, приглашаю вас в свою лабораторию. Вы хотите быть моими помощниками – лаборантами?
Педагог: В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Давайте вспомним, какие правила вы запомнили.
Педагог достает коробку со знаком вопроса.
Педагог: Посмотрите, что это? (Коробка со знаком ВОПРОСА).
Какие, глядя на эту коробку, приходят к нам в голову мысли? Что там?
Педагог: Что бы начать исследование или провести опыт должен появиться вопрос. Откуда появляются вопросы? (У людей появляются вопросы, если мы чего-то не понимаем, не знаем).
Педагог: Люди, особенно – ученые, как находят ответы на свои вопросы?
(Изучают, наблюдают, проделывают опыт; и рассказывают другим, что узнали интересного.)
Педагог: Чтобы не забыть, что мы делали, мы будем вести дневник исследователя. Посмотрите на лист исследователя, там два задания.
Практическая работа. «Что предметы могут рассказать о себе?»
Педагог: Как описать предмет, не называя его? С помощью, каких органов чувств человек наблюдает - познаёт окружающий мир?
Картинка «Органы чувств».
Педагог: Что можно услышать? (Звуки. Это -орган слуха).
Дидактическая игра «Угадай звук» (резиновая пищалка и погремушка). Дети угадывают чей звук.
Педагог: Что можем унюхать? (Запах. Это - орган обоняния).
Дидактическая игра «Что спряталось внутри» (киндеры с наполнителем – кофе, чеснок). Дети угадывают, чему принадлежит запах.
Педагог: Что можно увидеть? (Цвет, форма, размер. Это -орган зрения).
Дидактическая игра «Мяч, он какой». Дети описывают мяч.
Педагог: Что можно почувствовать? (Ощупать предмет. Материал, температура, вес и поверхность предмета. Это - орган осязания).
Дидактическая игра «Что спряталось в мешочке» Найди в мешочке шишки, камни, ракушки.
Педагог: Когда все чувства восприняты - наш мозг делает умозаключение – вывод - Что это за предмет, какой он. Возьмите карандаш и выполняем первое задание Ёжика- Колюнчика – нарисуем органы чувств.
Дети рисуют на листочке органы чувств.
Педагог: Посмотрите на содержимое корзинки. Что мы можем рассказать о яблоке и шишке?
Дети с помощью органов чувств определяют свои ощущения в процессе исследования объектов: яблоко, шишка.
Вывод: В корзинке объекты природного происхождения. Для того, чтоб познавать мир надо активно использовать все органы чувств.
Физкультминутка
Я веселый---Лаборант
Ищу всюду свой талант,
Головой кручу, верчу,
Всё увидеть я хочу!
Чтобы лампочку достать,
На носочки надо встать.
Руки вверху поднимаю,
По одной, их опускаю.
Наклоняюсь вправо, влево,
Буду сильным и умелым!
Педагог: Молодцы, присаживаемся на свои места. Открываем коробку со знаком вопроса, что же там спряталось?
(Дети получают «подарок» из коробки - чашку Петри и рассматривают его содержимое, через закрытую крышку.)
Практическая работа (Работа по инструкции).
Педагог: Ребята, нам нужно исследовать содержимое чашки Петри и назвать лежащие там предметы, используя приборы помощники.
Педагог: Что мы увидели? Что это за объекты нашего исследования (Семена растений).
Педагог:
1. Откройте крышку. Какой помощник нам будет помогать доставать семена? (пинцет).
2. С помощью пинцета, достаньте и положите семена на белый лист бумаги.
Какой прибор нам поможет лучше рассмотреть объекты? (лупы).
3. Возьмите лупу и держите её над листом бумаги и смотрите через неё на семена.
Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка- лупы? В чем секрет стеклышка? Для чего человеку нужна лупа? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)
Педагог: В лупе закреплена увеличивающая линза, она позволяет всё увеличить.
4. Рассмотрите внимательно семена, какие семена похожи, и какое от них отличается.
Педагог: Что еще можно рассматривать через лупы? Возьмите лист исследователя и зарисуйте семена.
Дети рисуют семена.
Педагог: В каждом лабораторном исследовании бывают положительные и отрицательные результаты. Мы с Вами сегодня очень постарались и у нас все получилось. С помощью, каких органов мы исследовали материалы? (Ответы детей). А какие приборы – помощники нам помогали? (Ответы детей). Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.) Где еще нашли своё применение линзы? В каких приборах? (Есть еще приспособления для сильного увеличения- микроскопы они позволяют человеку увидеть очень маленькие объекты).
Ёжик – Колюнчик: Молодцы. Мне было приятно работать с такими помощниками- лаборантами. Приводим рабочее место в порядок.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей.
Педагог: Что вам запомнилось? Какое исследование, было для вас интересным? Какие вопросы возникли у исследователей, что хотели бы вы ещё узнать?
IV. Дальнейшая разработка темы
В последующие дни провести с детьми: наблюдение и проведение опытов с использованием изученных приборов.