Лучший педагог года

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности

Юлия Зудина
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность.

Зудина Ю. С., воспитатель первой квалификационной категории.

МАДОУ № 324, Екатеринбург.

Развитие познавательного интереса является ведущим видом деятельности у дошкольников, который зарождается уже в раннем детстве и поначалу представляет собой бесцельное экспериментирование с вещами. В ходе поиска ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые конструктивные действия, происходит внешнее действие с предметами. По мере взросления ребёнок переходит к рассуждению о связях между вещами, детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

Публикация «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дошкольники уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний, объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по-взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

В организации познавательно-исследовательской деятельности должны соблюдаться следующие принципы:

- научности;

- целостности (решаются задачи совместно с родителями, педагогами);

- системности, последовательности;

- доступности;

- креативности (предусматривает способность в нестандартных ситуациях находить решения);

- результативности;

- активного обучения (педагог предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в которой они сами делают «открытия»)

Пример конспекта занятия по ФГОС «Приборы для опытов».

I. Организационная информация Примечание.

1.1 Доминирующая образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие (согласно ФГОС ДО).

1.2 Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная активность.

II. Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности «Приборы для опытов».

2. Методы и приемы реализации содержания занятия словесные, наглядные, игровые, практические.

3. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

4. Возрастная группа: Старшая группа.

5. Цель: Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов – микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; познакомить с правилами пользования приборами-помощниками

6. Задачи.

6.1. Образовательные задачи:

- создать у детей радостное настроение от проведения опытов;

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование и воспитанию самостоятельности при проведении экспериментов;

- познакомить с приборами, которые необходимы для проведения опытов;

- вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.

6.2. Развивающие задачи:

- развивать у детей умение высказывать свои предположения, проводить опыты, демонстрировать результат при помощи слова и действия.

6.3. Воспитательные задачи:

- формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, вырабатывание коммуникативных навыков при организации работы в паре.

7. Планируемые результаты:

- поддерживают разговор на заданную тему;

- знают приборы, которые необходимы для проведения опытов;

- знают правила безопасности при работе с оборудованием.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности): коробка со знаком ВОПРОСА, картинка «Органы чувств», резиновая пищалка и погремушка, киндеры с наполнителем – кофе, чеснок, мяч, мешочек с шишками, камушками и ракушками, яблоко и шишка в корзине, чашка Петри с семенами растений, пинцет, микроскоп, лупы.

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: рассматривание уголка экспериментирования; беседы о правилах безопасности при работе с оборудованием.

Конспект занятия (образовательной деятельности).

I. Вводная часть

1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)

«Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинками.

1.2. Мотивация деятельности детей

Педагог: Ребята, а что такое лаборатория? (Место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают. проводят эксперименты.) (Ответы детей).

II. Основная часть:

2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний, новые знания.

Педагог: Дети! Я рада вас приветствовать в нашей экспериментально – исследовательской лаборатории профессора Ёжика- Колюнчика. Как вы думаете, что значит ИССЛЕДОВАТЬ? (Ответы детей). Для чего проводят исследования? (Ответы детей). Кто проводит исследования и опыты? (Ответы детей).

Ёжик- Колюнчик: Здравствуйте, ребята. Я, Ёжик- Колюнчик, приглашаю вас в свою лабораторию. Вы хотите быть моими помощниками – лаборантами?

Педагог: В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Давайте вспомним, какие правила вы запомнили.

Педагог достает коробку со знаком вопроса.

Педагог: Посмотрите, что это? (Коробка со знаком ВОПРОСА).

Какие, глядя на эту коробку, приходят к нам в голову мысли? Что там?

Педагог: Что бы начать исследование или провести опыт должен появиться вопрос. Откуда появляются вопросы? (У людей появляются вопросы, если мы чего-то не понимаем, не знаем).

Педагог: Люди, особенно – ученые, как находят ответы на свои вопросы?

(Изучают, наблюдают, проделывают опыт; и рассказывают другим, что узнали интересного.)

Педагог: Чтобы не забыть, что мы делали, мы будем вести дневник исследователя. Посмотрите на лист исследователя, там два задания.

Практическая работа. «Что предметы могут рассказать о себе?»

Педагог: Как описать предмет, не называя его? С помощью, каких органов чувств человек наблюдает - познаёт окружающий мир?

Картинка «Органы чувств».

Педагог: Что можно услышать? (Звуки. Это -орган слуха).

Дидактическая игра «Угадай звук» (резиновая пищалка и погремушка). Дети угадывают чей звук.

Педагог: Что можем унюхать? (Запах. Это - орган обоняния).

Дидактическая игра «Что спряталось внутри» (киндеры с наполнителем – кофе, чеснок). Дети угадывают, чему принадлежит запах.

Педагог: Что можно увидеть? (Цвет, форма, размер. Это -орган зрения).

Дидактическая игра «Мяч, он какой». Дети описывают мяч.

Педагог: Что можно почувствовать? (Ощупать предмет. Материал, температура, вес и поверхность предмета. Это - орган осязания).

Дидактическая игра «Что спряталось в мешочке» Найди в мешочке шишки, камни, ракушки.

Педагог: Когда все чувства восприняты - наш мозг делает умозаключение – вывод - Что это за предмет, какой он. Возьмите карандаш и выполняем первое задание Ёжика- Колюнчика – нарисуем органы чувств.

Дети рисуют на листочке органы чувств.

Педагог: Посмотрите на содержимое корзинки. Что мы можем рассказать о яблоке и шишке?

Дети с помощью органов чувств определяют свои ощущения в процессе исследования объектов: яблоко, шишка.

Вывод: В корзинке объекты природного происхождения. Для того, чтоб познавать мир надо активно использовать все органы чувств.

Физкультминутка

Я веселый---Лаборант

Ищу всюду свой талант,

Головой кручу, верчу,

Всё увидеть я хочу!

Чтобы лампочку достать,

На носочки надо встать.

Руки вверху поднимаю,

По одной, их опускаю.

Наклоняюсь вправо, влево,

Буду сильным и умелым!

Педагог: Молодцы, присаживаемся на свои места. Открываем коробку со знаком вопроса, что же там спряталось?

(Дети получают «подарок» из коробки - чашку Петри и рассматривают его содержимое, через закрытую крышку.)

Практическая работа (Работа по инструкции).

Педагог: Ребята, нам нужно исследовать содержимое чашки Петри и назвать лежащие там предметы, используя приборы помощники.

Педагог: Что мы увидели? Что это за объекты нашего исследования (Семена растений).

Педагог:

1. Откройте крышку. Какой помощник нам будет помогать доставать семена? (пинцет).

2. С помощью пинцета, достаньте и положите семена на белый лист бумаги.

Какой прибор нам поможет лучше рассмотреть объекты? (лупы).

3. Возьмите лупу и держите её над листом бумаги и смотрите через неё на семена.

Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка- лупы? В чем секрет стеклышка? Для чего человеку нужна лупа? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)

Педагог: В лупе закреплена увеличивающая линза, она позволяет всё увеличить.

4. Рассмотрите внимательно семена, какие семена похожи, и какое от них отличается.

Педагог: Что еще можно рассматривать через лупы? Возьмите лист исследователя и зарисуйте семена.

Дети рисуют семена.

Педагог: В каждом лабораторном исследовании бывают положительные и отрицательные результаты. Мы с Вами сегодня очень постарались и у нас все получилось. С помощью, каких органов мы исследовали материалы? (Ответы детей). А какие приборы – помощники нам помогали? (Ответы детей). Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.) Где еще нашли своё применение линзы? В каких приборах? (Есть еще приспособления для сильного увеличения- микроскопы они позволяют человеку увидеть очень маленькие объекты).

Ёжик – Колюнчик: Молодцы. Мне было приятно работать с такими помощниками- лаборантами. Приводим рабочее место в порядок.

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей.

Педагог: Что вам запомнилось? Какое исследование, было для вас интересным? Какие вопросы возникли у исследователей, что хотели бы вы ещё узнать?

IV. Дальнейшая разработка темы

В последующие дни провести с детьми: наблюдение и проведение опытов с использованием изученных приборов.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 12:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зудина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД