Папки-передвижки

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности

Юлия Зудина
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности

Формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность.

Зудина Ю. С., воспитатель первой квалификационной категории.

МАДОУ № 324, Екатеринбург.

Развитие познавательного интереса является ведущим видом деятельности у дошкольников, который зарождается уже в раннем детстве и поначалу представляет собой бесцельное экспериментирование с вещами. В ходе поиска ребёнок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые конструктивные действия, происходит внешнее действие с предметами. По мере взросления ребёнок переходит к рассуждению о связях между вещами, детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

Публикация «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дошкольники уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний, объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по-взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

В организации познавательно-исследовательской деятельности должны соблюдаться следующие принципы:

- научности;

- целостности (решаются задачи совместно с родителями, педагогами);

- системности, последовательности;

- доступности;

- креативности (предусматривает способность в нестандартных ситуациях находить решения);

- результативности;

- активного обучения (педагог предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в которой они сами делают «открытия»)

Пример конспекта занятия по ФГОС «Приборы для опытов».

I. Организационная информация Примечание.

1.1 Доминирующая образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие (согласно ФГОС ДО).

1.2 Вид деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная активность.

II. Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности «Приборы для опытов».

2. Методы и приемы реализации содержания занятия словесные, наглядные, игровые, практические.

3. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

4. Возрастная группа: Старшая группа.

5. Цель: Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов – микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп; познакомить с правилами пользования приборами-помощниками

6. Задачи.

6.1. Образовательные задачи:

- создать у детей радостное настроение от проведения опытов;

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование и воспитанию самостоятельности при проведении экспериментов;

- познакомить с приборами, которые необходимы для проведения опытов;

- вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.

6.2. Развивающие задачи:

- развивать у детей умение высказывать свои предположения, проводить опыты, демонстрировать результат при помощи слова и действия.

6.3. Воспитательные задачи:

- формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, вырабатывание коммуникативных навыков при организации работы в паре.

7. Планируемые результаты:

- поддерживают разговор на заданную тему;

- знают приборы, которые необходимы для проведения опытов;

- знают правила безопасности при работе с оборудованием.

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности): коробка со знаком ВОПРОСА, картинка «Органы чувств», резиновая пищалка и погремушка, киндеры с наполнителем – кофе, чеснок, мяч, мешочек с шишками, камушками и ракушками, яблоко и шишка в корзине, чашка Петри с семенами растений, пинцет, микроскоп, лупы.

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: рассматривание уголка экспериментирования; беседы о правилах безопасности при работе с оборудованием.

Конспект занятия (образовательной деятельности).

I. Вводная часть

1.1. Введение в тему (создание проблемной ситуации)

«Давайте поздороваемся»

Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинками.

1.2. Мотивация деятельности детей

Педагог: Ребята, а что такое лаборатория? (Место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают. проводят эксперименты.) (Ответы детей).

II. Основная часть:

2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний, новые знания.

Педагог: Дети! Я рада вас приветствовать в нашей экспериментально – исследовательской лаборатории профессора Ёжика- Колюнчика. Как вы думаете, что значит ИССЛЕДОВАТЬ? (Ответы детей). Для чего проводят исследования? (Ответы детей). Кто проводит исследования и опыты? (Ответы детей).

Ёжик- Колюнчик: Здравствуйте, ребята. Я, Ёжик- Колюнчик, приглашаю вас в свою лабораторию. Вы хотите быть моими помощниками – лаборантами?

Педагог: В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Давайте вспомним, какие правила вы запомнили.

Педагог достает коробку со знаком вопроса.

Педагог: Посмотрите, что это? (Коробка со знаком ВОПРОСА).

Какие, глядя на эту коробку, приходят к нам в голову мысли? Что там?

Педагог: Что бы начать исследование или провести опыт должен появиться вопрос. Откуда появляются вопросы? (У людей появляются вопросы, если мы чего-то не понимаем, не знаем).

Педагог: Люди, особенно – ученые, как находят ответы на свои вопросы?

(Изучают, наблюдают, проделывают опыт; и рассказывают другим, что узнали интересного.)

Педагог: Чтобы не забыть, что мы делали, мы будем вести дневник исследователя. Посмотрите на лист исследователя, там два задания.

Практическая работа. «Что предметы могут рассказать о себе?»

Педагог: Как описать предмет, не называя его? С помощью, каких органов чувств человек наблюдает - познаёт окружающий мир?

Картинка «Органы чувств».

Педагог: Что можно услышать? (Звуки. Это -орган слуха).

Дидактическая игра «Угадай звук» (резиновая пищалка и погремушка). Дети угадывают чей звук.

Педагог: Что можем унюхать? (Запах. Это - орган обоняния).

Дидактическая игра «Что спряталось внутри» (киндеры с наполнителем – кофе, чеснок). Дети угадывают, чему принадлежит запах.

Педагог: Что можно увидеть? (Цвет, форма, размер. Это -орган зрения).

Дидактическая игра «Мяч, он какой». Дети описывают мяч.

Педагог: Что можно почувствовать? (Ощупать предмет. Материал, температура, вес и поверхность предмета. Это - орган осязания).

Дидактическая игра «Что спряталось в мешочке» Найди в мешочке шишки, камни, ракушки.

Педагог: Когда все чувства восприняты - наш мозг делает умозаключение – вывод - Что это за предмет, какой он. Возьмите карандаш и выполняем первое задание Ёжика- Колюнчика – нарисуем органы чувств.

Дети рисуют на листочке органы чувств.

Педагог: Посмотрите на содержимое корзинки. Что мы можем рассказать о яблоке и шишке?

Дети с помощью органов чувств определяют свои ощущения в процессе исследования объектов: яблоко, шишка.

Вывод: В корзинке объекты природного происхождения. Для того, чтоб познавать мир надо активно использовать все органы чувств.

Физкультминутка

Я веселый---Лаборант

Ищу всюду свой талант,

Головой кручу, верчу,

Всё увидеть я хочу!

Чтобы лампочку достать,

На носочки надо встать.

Руки вверху поднимаю,

По одной, их опускаю.

Наклоняюсь вправо, влево,

Буду сильным и умелым!

Педагог: Молодцы, присаживаемся на свои места. Открываем коробку со знаком вопроса, что же там спряталось?

(Дети получают «подарок» из коробки - чашку Петри и рассматривают его содержимое, через закрытую крышку.)

Практическая работа (Работа по инструкции).

Педагог: Ребята, нам нужно исследовать содержимое чашки Петри и назвать лежащие там предметы, используя приборы помощники.

Педагог: Что мы увидели? Что это за объекты нашего исследования (Семена растений).

Педагог:

1. Откройте крышку. Какой помощник нам будет помогать доставать семена? (пинцет).

2. С помощью пинцета, достаньте и положите семена на белый лист бумаги.

Какой прибор нам поможет лучше рассмотреть объекты? (лупы).

3. Возьмите лупу и держите её над листом бумаги и смотрите через неё на семена.

Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка- лупы? В чем секрет стеклышка? Для чего человеку нужна лупа? (Увеличивает предметы, их лучше видно.)

Педагог: В лупе закреплена увеличивающая линза, она позволяет всё увеличить.

4. Рассмотрите внимательно семена, какие семена похожи, и какое от них отличается.

Педагог: Что еще можно рассматривать через лупы? Возьмите лист исследователя и зарисуйте семена.

Дети рисуют семена.

Педагог: В каждом лабораторном исследовании бывают положительные и отрицательные результаты. Мы с Вами сегодня очень постарались и у нас все получилось. С помощью, каких органов мы исследовали материалы? (Ответы детей). А какие приборы – помощники нам помогали? (Ответы детей). Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.) Где еще нашли своё применение линзы? В каких приборах? (Есть еще приспособления для сильного увеличения- микроскопы они позволяют человеку увидеть очень маленькие объекты).

Ёжик – Колюнчик: Молодцы. Мне было приятно работать с такими помощниками- лаборантами. Приводим рабочее место в порядок.

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей.

Педагог: Что вам запомнилось? Какое исследование, было для вас интересным? Какие вопросы возникли у исследователей, что хотели бы вы ещё узнать?

IV. Дальнейшая разработка темы

В последующие дни провести с детьми: наблюдение и проведение опытов с использованием изученных приборов.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 12:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зудина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД