Ольга Березкина
Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация опыта работы по теме: «Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
ФГОС ДО и Федеральная образовательная программа дошкольного образования ставят перед педагогами ДОУ задачи сформировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помочь освоить звуковой анализ и синтез, умение давать характеристику звукам, составлять схемы слова.
Публикация «Формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Модель – это любой образ (схема, чертеж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя.
Метод наглядного моделирования позволяет старшим дошкольникам зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение, научится работать с ними (Т. В. Егорова, А. Н. Леонтьев).
Использование наглядного моделирования является перспективным направлением совершенствования процесса обучения грамоте у детей дошкольного возраста (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконина).
Этапы включения моделей и символов в образовательную деятельность
Первый этап
- Введение условных обозначений (символов) гласных звуков.
- Ознакомление со зрительными символами гласных звуков.
Второй этап
- Введение сенсорных эталонов для обозначения твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
- Ознакомление с моделями и символами согласных звуков.
- Введение графических символов моделей понятий «слог, слово, предложение».
- Введение сочетания символов.
- Выполнение звукового разбора слова, используя модели и символы.
- Чтение цепочки символов.
- «Перекодировка» звуковых моделей в буквенные и наоборот.
Третий этап
- Самостоятельное моделирование
Этапы осуществления деятельность по подготовке к обучению грамоте средствами наглядного моделирования
Первый этап. Средняя группа
Цель: подготовка к овладению навыками звукового анализа и синтеза, знакомство детей с наглядным пособием «Банк звуков», с визуальными символами гласных звуков.
Задачи:
- провести входящий мониторинг;
- подобрать и проанализировать методическую литературу по теме,
разработать перспективный план;
- разработать дидактические игры и пособия;
- провести цикл ООД по ознакомлению с гласными звуками.
- организовать игровые ситуаций с использованием наглядных моделей.
Второй этап. Старшая группа. Подготовительная к школе группа (первое полугодие)
Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте с использованием наглядного моделирования.
Задачи:
- познакомить детей с сенсорными эталонами обозначения гласных, твердых и - мягких согласных звуков;
- познакомить со значением графических символов;
- познакомить с моделями и символами согласных звуков;
- сформировать умение читать цепочку символов;
- провести цикл ООД по подготовке к обучению грамоте с использованием - метода наглядного моделирования;
- разработать дидактические игры и пособия;
- организовать игровые ситуации с использованием моделей и символов.
Третий этап. Подготовительная к школе группа (второе полугодие)
Цель: совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности как предпосылки обучения грамоте средствами наглядного моделирования, самостоятельное моделирование.
Задачи
- провести цикл ООД по подготовке к обучению грамоте с использованием метода наглядного моделирования;
- разработать дидактические игры и пособия;
- создать условия для самостоятельного моделирования;
- провести исходящий мониторинг;
- проанализировать полученные результаты опыта работы по теме.