Валентина Бушукина
Формирование звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Часто родители считают, что можно с ребенком выучить буквы, и он научится читать и писать. Однако запоминание букв с неправильным воспроизведением их названий помогает закрепить имеющиеся у ребенка речевые ошибки, а также препятствует усвоению грамотной письменной речи. Основными причинами этого являются дефекты произношения, нарушения фонематических процессов, включая звуковой анализ и синтез. Что такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы до обучения в школе? Анализ - это разделение целого на составные части. То есть звуковой анализ - это разделение слова на составляющие его части. Если звуковой анализ не сформирован, ребенок сосредотачивается только на его смысловой стороне и не воспринимает фонетическую сторону, то есть последовательность звуков, составляющих его. Если спросить у ребенка: «Назови звуки в слове КОТ», ребенок может ответить: «МЯУ». Перед тем, как учить ребенка читать или писать, нужно научить проводить звуковой анализ устной речи, т. е. мысленно делить слова на элементы (звуки)., устанавливать их количество и последовательность. Сначала ребенку необходимо проанализировать слово, а уже во время письма мысленно объединить звуки в единое целое т. е. произвести синтез. Если звуковой анализ не сформирован, то дети будут при письме допускать ошибки. Можно использовать такие игры, как: "Где звенит колокольчик? ", "Как это звучит? ", "Что играет Незнайка? ", "Тихо-громко", "Высоко-низко", "Угадай, кто играет? ", "Угадай, кто живет в доме", "Угадай, кто звонил" и другие. Необходимо уяснить, что речь состоит из слов; слова обозначают предметы, их признаки, действия предметов; слова состоят из звуков; предложения могут образовываться из слов; ввести термины "звук", "слово", "предложение". Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, предложения на слова, называть их по порядку, составлять схемы предложений. "Живая модель" используется в качестве основного методического приема, когда дети сами определяют слова предложения. Используется на этом этапе игры: "Живые звуки", "Живая фраза", "Добавь слово", "Собери слово", "Разбросанные слова", "Кто соберет больше слов" и т. д. Проводя анализ фонем, необходимо выделять каждый звук (протягиванием, «подчеркиванием» силой голоса). Например, ребенок произносит: «КККОТ. Первый звук – [К]» Далее ребенок произносит слово, интонируя следующие звуки : «КОООТ. Второй звук – [О]. КОТТТ. Третий звук – [Т]». Для того чтобы "увидеть" анализируемое слово, нужно предложить карточку-схему, на которой изображен предмет и ряд ячеек под рисунком, ребенок должен разобрать название предмета и заполнить фишками - сначала желтыми квадратиками. Когда дети познакомятся с гласными звуками, согласными твердыми и согласными мягкими звуками, фишки меняются: гласные звуки обозначаются красной фишкой, согласные твердые – синей, а согласные мягкие – зеленой. Разделение слов на слоги, выбор слов с определенным количеством слогов обычно не вызывает у детей затруднений. Им нравится разделять слова хлопками, шагами и постукиванием по столу. Используемые игры: "Прошагай слово", "Прохлопай слово", "Подбери слово" и т. д. После того как дети научатся делить слова на слоги, различать гласные, твердые и мягкие согласные, необходимо познакомить ударением. Сначала дети учатся определять ударный слог и составлять слоговые схемы, а затем определять ударный гласный звук Поэтому, правильно организованная работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза является залогом грамотной письменной речи и дальнейшего успешного обучения в школе.
Публикация «Формирование звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Список литературы:
1. Колесникова Е. В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. – М. : «Гном – пресс», «Новая школа», 1998. – 80 с. 2. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. : Академия, 2002. – 190 с. 3. Максаков А. И., Тумакова Г. А., Учите, играя. – М. : Просвещение, 1983. – 144 с. 4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб. : Речь, 2001.