Ирина Катунина
Формирование знаний у младших дошкольников о форме и размере геометрической фигуры
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические условия формирования геометрических представлений у младших школьников. Формирование первоначальных знаний о форме и размерах геометрической фигуры отвечает педагогическим условиям при построении процесса ознакомления младших школьников с геометрическими фигурами с помощью моделей (предметных и наглядных); включение в процесс ознакомления с геометрическими фигурами практического обследования («осязательно - двигательного») предметов разной формы и
размеров; выполнение действий, связанных с классификацией и сравнением предметов
одинаковых и различных по форме и размерам.
Необходим подбор и апробирование диагностического инструментария, для
определения педагогических условий.
Начала определим исходный уровень знаний и представлений о геометрических фигурах
и форме предметов у младших школьников.
При подборе диагностического материала мы выбрали игры и упражнения с
геометрическими фигурами и их моделями (блоками).
Необходимо выявить знания младших школьников о геометрических фигурах и форме
предмета. Изучить реализацию программы по формированию представлений о
геометрических фигурах и форме предмета у детей младшего школьного возраста в
начальной школе.
Работа проводилась индивидуально с каждым учеником. Детям предлагались
дидактические игры, связанные с выполнением заданий с геометрическими фигурами.
Были приняты следующие качественные критерии оценки для одного задания и названы
соответствующие им баллы.
Высокий уровень (3 балла) присваивался ребёнку, если он самостоятельно справился с
заданием; словесно может объяснить алгоритм своих действий; логично сформулировал
выводы.
Средний уровень (2 балла) присваивался, если ребёнок испытывает незначительные
затруднения в выполнении задания, при описании алгоритма своих действий,
незначительно ошибается в названии геометрических фигур и определении формы
предметов. Такое же количество баллов присуждается ребёнку, если он без затруднений
справился с заданием со второго раза, либо при подсказке учителя.
Низкий уровень (1 балл) присваивался, если ребёнок не справился с заданием. Даже при
помощи учителя при выполнении задания испытывает большие затруднения, не может
объяснить значение полученного результата: ошибается в названиях геометрических
фигур, не узнает форму предъявленной фигуры.
Опишем содержание диагностического материала, используемого для определения
уровня первоначальных знаний о форме и размерах геометрической фигуры у младших
школьников. Методика представляет собой саму систему заданий плюс порядок их
выполнения, которые были предложены ученикам.
Ребёнок держит в руках модель геометрической фигуры (предмет, рисунок, поделка из
картона). Учитель просит: «Покажи стороны этой фигуры», «Покажи углы этой фигуры».
Далее предлагается серия заданий на выявление умений у детей младшего школьного
возраста узнавать в фигуре основные элементы на конкретных всевозможных моделях
фигур: квадрат прямоугольник, треугольник, круг, овал, ромб, трапеция, а также
показывать их.
При выставлении баллов за выполненное задание учитывались ответы детей, а также
методы, используемые ребенком, для анализа элементов фигуры.
42
Здесь важно было обратить внимание детей на правила правильного показа (элементов
фигур). Если детям требовалось показать только одну точку стороны, то надо показать
только пальцем, а, если сторону – то, двигаясь пальцем по протяженности, а углы и
вершины показывали, только двумя пальчиками.
Поскольку в содержании обучения элементарным математическим представлениям
часто предлагаются задачи на выделение (показ) элементов (сторон, вершин) в фигуре,
тренировка детей привела к тому, что они смогли быстро и правильно указать на
количественные и качественные признаки ее элементов.
Для детей, показавших низкий уровень овладения сравнением, то есть таким детям,
которые не могли даже с подсказкой учителя раскрыть различное и сходное между
фигурами, потребовалась предварительная работа над содержанием слов «похожее»,
«разное». На примерах из обыденной жизни, на предложениях из геометрического
материала, растолковывающих названные выше слова, приводя примеры из жизненных
ситуаций, происходило разъяснение смысла этих слов.