Абакумова Елизавета
Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка.
Задачи:
-Расширения знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребенка.
-Обогащение воспитателей умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями.
Публикация «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребёнка» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Ход семинара:
В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами.
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей, индивидуальных различий, иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития.
Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Педагог — главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.
20 ноября объявлен Всемирным днем ребенка. Потому, что в этот день в
1989 году была подписана Конвенция о правах ребенка.
I. Задание: Вопрос-ответ Ответьте пожалуйста на вопросы.
1. Индивид, в возрасте от 0-18 лет? -(ребенок)
2. Совокупность обязательных правил поведения (норм, установленных или санкционированных государством; свобода пользоваться чем-либо по закону?- (право)
3. Основной документ, регулирующий права ребенка, принятый в 1989 году?- (конвенция)
4. Нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения, воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе; правило, постановление (предписание) высшей власти?-(закон)
II.Задание
Разделитесь на две команды.
для 1 команды
1) Назовите основные документы по защите прав детей Основные международные документы по защите прав детей :
1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.
2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.
3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» — принята ООН в 1990 году.
Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:
1. Конституция РФ.
2. Семейный кодекс РФ.
3. Закон "Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ".
4. Закон "Об образовании".
для 2 команды
2) Назовите основные права детей
В десяти принципах Декларации отражены права детей : · на имя, · гражданство, · любовь, ·понимание,
· материальное обеспечение, ·социальную защиту, ·возможность получать образование,
·развиваться физически, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства.
· своевременно получать помощь
·быть защищенным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
·право на охрану здоровья,
·право участвовать в играх,
·право на сохранение своей индивидуальности.
Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере повлиять на соблюдение всех прав, которые касаются детей, в силу специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги образовательных дошкольных учреждений:
• право на охрану здоровья,
• право на образование,
• право участвовать в играх,
• право на сохранение своей индивидуальности,
• право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.
III. Задание. Ответьте на прямой вопрос для 1 команды
Вопрос: Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции? Какой из приведённых вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребёнка?
1. Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;
2. Право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;
3. Право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;
4. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Ответ: Обратимся к первоисточнику. Правильный ответ – четвёртый. Конвенция признаёт, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.
"Государства- участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребёнком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья…" (Конвенция о правах ребёнка, ч. 1, ст. 2).
для 2 команды
Вопрос: Кто несёт основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка? Какой из приведённых вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?
1. Органы управления Российской Федерации;
2. Органы местного самоуправления;
3. Образовательное учреждение;
4. Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
Ответ: Обратимся к первоисточнику. Правильный ответ – четвёртый. "Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье; физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1)
А сейчас хотелось бы остановиться на формах жестокого обращения с детьми:
Формы жестокого обращения с детьми:
• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
• психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
• Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
IV. Задание. Решение педагогических ситуаций.
1. Ребенок не желает идти в детский сад, плачет, хватается за маму. «Я опоздаю из-за тебя на работу», - мама с криками отрывает от себя ребенка, бьет его, заводит в группу и убегает. Ребенок безутешно плачет.
Какой вид насилия был применен к ребенку, какие права нарушены?
2. Ребенок категорически отказывается заниматься на занятии, сидит молча в сторонке, но ничего не делает. Воспитатель грубо тянет его за руку, сажает с силой за стол, ругает его.
Какой вид насилия был применен к ребенку, какие права нарушены?
3. Дежурные помогают младшему воспитателю накрывать на стол, убирать после обеда тарелки. Вечером Артем хвалится маме, как он дежурил. Мама возмущена использованием детского труда в детском саду.
Нарушены ли права ребенка? Помогите разобраться в ситуации.
4. Ребенок утром забегает в группу, обращается к воспитателю, оживленно что-то рассказывает. Воспитатель стоит спиной к ребенку и готовится к занятиям, односложно отвечая что-то ребенку.
Нарушаются ли права ребенка? Ваш выход из ситуации.
VI.Задание. Практикум: изобразить графически право ребёнка
для 1 команды
право ребёнка на любовь и заботу
для 2 команды
право ребёнка на жизнь
Подводя итоги, хочется сказать, что современная ситуация характеризуется тем, что права детей в большинстве случаев соблюдаются частично или не соблюдаются вообще из-за отсутствия механизмов их реализации. В связи с этим необходимо проводить работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей :
· информировать родителей о нормативных основах прав детей;
· вовлекает членов семьи в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка, игротеках и других мероприятиях детского сада;
· консультировать родителей;
· осуществлять интеграцию всех специалистов образовательного учреждения (организовывать для родителей консультации медперсонала, психолога, специалистов по физической культуре и музыкальному воспитанию и т. п.);
· организовывать выставки, на которых будут представлены результаты художественно-эстетической деятельности детей и родителей (фотоматериалы, поделки, рисунки и т. п.);
· проводить спортивные мероприятия, походы, организует обмен опытом по использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях;